?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Франсис Пикабиа

Пикабиа, сын испанца, родиашегося на Кубе, и француженки, родился в Париже в 1879 г. Мать его умерла, когда
ему было 9 лет, и он рос, окруженный мужчинами – отцом, дядей и дедушкой, страстным фотографиом-любителем.
Согласно одной из версий его биографии, интерес к живописи проявился у юного Пикабиа, когда однажды его дед
сказал ему, что скоро фотография вытеснит живопись, на что он ответил: «Ты можешь фотографировать пейзажи,
но не мои мысли».



Autumn Effect 1905

По другой версии, Пикабиа скопировал тайком от отца картины старых мастеров, висевшие у них дома, и продал их,
так как ему нужны были деньги на марки.



Caucho 1909

Окончив школу в 1895 г. Пикабиа записался в Высшую школу декоративныз искусств. В 1902 г. он первый раз
выставился на Салоне Французских Художников. В его работах этого времени видно влияние Писарро и Сислея –
это его импрессионистической период. Вскоре пришли успех и известность. Он выставлялся на Осеннем Салоне,
на Салоне Независимых, а также в галерее Берты Вейль. Чуть позже он подписал контрект с престижной галереей
Османн. В 1905 г. владелец галереи г-н Дантон организовал первую из трех выставок, посвященнызх Пикабиа.



Estrella danzante y su escuela de danza 1913

Живопись Пикабиа полностью адекватна символисто-синтетическим концептам конца XIX века : искусство
рассматривается не как подражание и воспроизведение природы, а как эмоциональный опыт художника от контакта
с нею, он выражен суьъективно в синтезе форм и цветов.



Adam and Eve 1911

В 1909 г., невзирая на свою прочную репутацию, после выставки в галерее Жоржа Пети Пикабиа отошел
от импресситонистического стиля в живописи и начал свои приключения и мире модернизма. Художествевнный
мир Парижа отказал ему в понимании, ни критика, ни клиенты, ни галеристы не захотели понять такого
резкого изменения в его творчестве. В марте 1909 г. Дантон продал с торгов за бесценок более сотни импрессионистических холстов Пикабиа, которые были им приобретены ранее.



Clergyman 1913

Между 1909 и 1914 гг. Пикабиа потерся обо все «-измы» начала века: фовизм, футуризм, кубизм и орфизм
в поисках нового художественного языка модернизма.
«Не было ни одного художника, который бы придумал столько новых течений, но Пикабиа не давал себе
труда систематически разработать эти художественные формулы» - писал Марк де Бо в своем труде «Франсис
Пикабиа и кризис фигуративных ценностей».



Machine Turn Quickly 1916-18

В этот период Пикабиа искал художественный язык, который бы дал ему возможность выразить свое эмоциональное
и психическое состояние. Он регулярно выставлялся на салонах – сначала работы фовистского периода 1911 г.,
потом, в слелующем году, кубистические холсты. В 1913 г. он показал более абстрактные работы – «Тарантеллу»
и «Порт Неаполя»…
Он вступил в Общество Современной Живописи Нормандии, где он познакомился с другими художниками авангарда.
1910-11 гг. ознаменовали начало его дружбы с Марселем Дюшаном и с поэтом Гийомом Аполлинером, изобреталем
термина «орфизм», обозначавшим художественное течение, основанное на чистой живописи по аналогии с музыкой.



He ahí la mujer 1915

В 1913 г. произошло важнейшее событие во всей истории современного искусства – Международная выставка
современного искусства в Нью-Йорке Аrmory Show.
Пикабиа поехал туда в качестве представителя и глашатая европейского авангарда и тут же стал знаменитым.
На этой выставке были показаны 4 работы художника. Пикабиа дал интервью прессе, в котором об объяснил,
что «изображает на холсте свою душу», и что «публика не должна искать в его картинах фотографического
воспроизведения увиденного, она должна смотреть на эти картины как на попытку выразить чистоту абстрактной
реальности формы и цвета самих по себе».



Parata amorosa 1917

Критики, надо сказать, в большинстве своем были скорее растеряны, многие писали, что в этих «цветовых
гармониях» они видят «опасность для искусства», «розыгрыш» или даже «заговор». Вместо изначально предусмотренных
двух недель Пикабиа пробыл в Нью-Йорке 6 месяцев.
В Нью-Йорке Пикабиа познакомился с фотографом Альфредом Штайглитцем и группой его друзей, выставлявшихся
в галерее 291 по Пятой Авеню. Была организована его выставка в этой галерее.



new york 1913

Пикабиа остался от Нью-Йорка под большим впечатлением: «Нью-Йорк – это единственный в мире кубистический
город… футуристический город. Он выражает современную мысль в своей архитектуре, в своей жизни, в своем духе».



Lausana abstracta 1918

В начале Первой Мировой войны родные отправили его в командировку на Кубу, но он так до нее и не доехал,
оставшись в Нью-Йорке, где у него была пересадка. Там он возобновил свои контакты с Штайглитцем и Дюшаном.
В 1915 г. в статье, озаглавленной «Французские художники стимулируют американское искусство», он писал :

«Машина стала более чем простым инструментом человеческой жизни. Она стала реальной частью человеческой жизни. Я завладел этой механикой современного мира и дал ей проникнуть в мою мастерскую /…/ Я хочу достигнуть вершины механического символизма…».



Pajas y mondadientes 1925

Использование символического словаря машин знаменует собой начало «механоморфического» периода в его творчестве,
в котором машины вырваны из привычного контекста и становятс чистыми предметами, часто эротизированными.
В 1916 г. Пикабиа выставил в Modern Gallery новую серию механических картин. Но такая бурная деятельность
привела Пикабиа к депрессии. В Барселоне, куда он переехал, он начал заниматься поэзией. В 1917 г. он
опубликовал свой первый сборник стихов. В том же году он начал выпускать журнал «391» - воспоминание о
журнале Штайглитца, тон в котором был решительно провокационный, дадаистский. Журнал выходил до 1924 г.



Los enamorados 1924-25

Весной 1917 г. он опять поехал в Нью-Йорк, где занимался в основном дадаистскими делами.
Вернувшись в Париж, он принимает активное участие в деятельности дадаистов, на которую он оказал большое
влияние: с его легкой руки все становится для дадаистов предметом высмеивания: искусство и художники,
религия, национализм: «художники утверждают, что им наплевать на буржуазию; ну, а мне наплевать и на буржуазию,
и на художников».
Однако чувствует он себяя одиноким: «единственный способ сделать так, чтобы за тобой следовали, это бежать
быстрее, чем другие».



El ojo cacodilato 1921

В 1920 г.дадаисты царят в Париже, но уже в следующем году между ними появляются разногласия, и Пикабиа
отходит от группы
«Я изобрел дадаизм, как человек, находящийся в горящем лесу, выжигает все вокруг себя, чтобы не сгореть»
- писал он.

Он сурово критикует их за их конформизм. В 1923-24 гг. Пикабиа много работает в технике коллажа.
Расправившись с дадаистами, он объявил войну сюрреалистам, которых он назвал «сфабрикованным движением».



Mujer con perro 1924-26

В 1924 г. он обосновался на Лазурном берегу. В это время он пишет серию картин под название «Уроды,
чудовища», делает карикатуры на сюжеты, заимствованные у старых мастеров – Рубенса, Микельанджело.
В 1925 г. он окончательно похоронил дадаизм. В своей статье «Пикабиа против дадаизма или возвращение
к разуму» он пишет, что
«искусство не может быть демократичным» : «Природа несправедлива? Ну что же, тем лучше –
неравенство – единственная вещь, которая спасает нас от монотонии равенства, приводящего
к смертельной скуке».




La noche española 1922

В начале 1930-х гг. стиль его резко изменился под влиянием романских фресок, которые он изучал в Каталонии.
Один критик назвал этот стиль «сюримпрессионизмом» - на этих работах различные ищзображения наслаивались
друг на друга, «создавая впечатление трехмерного пространства без употребления перспективы» (Дюшан).



El bello charcutero 1935

Все его артистические подвиги не мешают ему вести чрезвычайно бурную личную и светскую жизнь. Гертруда
Сталь, с которой он подружился в эти годы, назвала его «Леонардо да Винчи дадаизма».



Barcelona 1926-27

В 1935 г. он написал серию нео-классических картин для выставки в Чикаго. Последующие годы
характеризуются чрезвычайным стилистическим разнообразием его работ: натуралистические, фигуративные,
холсты, использующие наслоение изображений, пейзажи, напоминающие его работы импрессионистического
и фовистского периодов и наконец, геометрическая абстракция.



Aello 1930

В годы Второй Мировой войны дух провокации Пикабиа сыграл с ним злую шутку – после Освобождения у него
возникли кое-какие проблемы. Доходы его значительно уменьшились, и первый раз в жизни он был вынужден
жить на выручку от продажи своих картин.



Salomé 1930

В последние годы он создал работы, характеризующиеся тяжелым реализмом и даже неким академизмом, в которых
он вдохновлялся эротическими фотографиями 1930-х гг.



Retrato de Olga 1934

В 1945 г., познакомившись с молодыми художниками-модернистами – Гартунгом, Бриеном, Сулажем, Матье,
Атланом – Пикабиа возвращается к абстракции, а затем создает серию минималистических работ, состоящих
из точек – это доведение абстракции до предела.

В 1951 г. больной Пикабиа был вынужден отказаться от занятий живописью. Серез 2 года он умер.



Adoración del becerro 1941-42

По прошествии стольких лет после его смерти трудно понять, в чем заключалось неотразимое обаяние Франсиса
Пикабиа. Судя по всему, это был очень блестящий, креативный человек – сноб, денди, остроумный и парадоксальный.



Cocolo 1942

Не факт, что основной его талант был талант художника – его работы (может быть, за исключением коллажей).



La revolución española 1937

Очевидно, он принадлежал к категории людей, обладающих талантом жить (такие были и в Москве 1960-70 гг.).
Однако совершенно очевидно, что сейчас имеет место попытка «раскрутить» его – рынок искусства ищет новые
или хорошо забытые имена.



Árbol en flor 1948

Ну, и наконец, несколько афоризмов – Пикабиа был достойным продолжателем Альфонса Алле:

Люди, увешанные крестами, напоминают мне кладбище.
Папа римский – адвокат Бога. Какая жалость, что его клиент умер!
Роскошь – не удовольствие, но удовольствие – роскошь.
Паралич – это начало мудрости.
Знание является древней ошибкой, бросающей тень на свою молодость.
Может быть, люди отделены друг от друга только по степени их бедственного положения.
Моя задница предусматривает тех, кто говорит за моей спиной.
Наша голова имеет круглую форму, чтобы мысль могла менять направление.
Сущность человека находится в его недостатках.
Только бесполезные вещи являются незаменимыми.
У боли есть свои причины, удовольствие полностью безразлично.




La morena y la rubia 1941

Источник: Art Investment

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
честно говоря, не понимаю такое искусство.
наверное что-то в этом есть, раз люди обсуждают, что-то видят, находят, чувствуют

А меня завораживает своеобразное восприятие мира - ведь мысль как-то двигалась у него, когда писал картину.

  • 1