Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Чжан Хуань: концептуальное искусство в Китае

Мы в основном знаем о Китае, что там живёт много людей, что Китай развивается огромными темпами, что там правят коммунисты, но почему-то не мешают развиваться капитализму и т.д.
Об искусстве Китая современного знаем совсем немного. Вместе с тем китайское изобразительное искусство вызывает большой интерес в мире. Поэтому я и хочу представить известного китайского художника Чжана Хуаня (ZhangHuan) – представителя концептуального искусства



В Америке и Европе концептуальное искусство сформировалось в 60-е гг. Главная его цель – передача идеи. То есть материал или средство уходит на второй план. Важным становится не как, а что. Сила искусства заключается в идее. Он обращено не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению.



Чжан Хуань родился в 1965 в Аняне, провинции Хэнань в Китае.
Детство Чжан Хуаня, как и большинства известных художников в современном Китае, пришлось на Культурную революцию, когда образование, искусство были противопоставлены понятию "культурного" человека (конечно, за исключением портретов Великого Кормчего – Мао Цзэдуна).



Во многом именно этот период и последующие годы оказали сильное влияние на формирование современного искусства. Реформы и открытие страны внешнему миру в 80-е гг. не коснулись художественных сфер.
Любое отклонение от официальных канонов, любой творческий эксперимент, мягко говоря, не встречал поддержки у руководства страны. В результате китайские художники с иным видением были вынуждены уйти в андеграунд.



Так, с конца 80-х Чжан Хуань пытается выразить свое мироощущение через перформанс (от англ. performance, представление), главным участником которого становится его тело.



А теперь постарайтесь представить, что может означать наличие концептуального искусства в Китае? Что означает в Китае выражать идею? Во-первых, кто поймет? А во-вторых, кто позволит?



В 1993 г. Чжан Хуань собирает вокруг себя близких по духу художников и создает сообщество East village. Первой работой, которая привлекла внимание, становится "12 Meters Square". Фотография была сделана во время небезызвестной акции, когда Чжан Хуань просидел перед общественным туалетом в течение нескольких часов, облившись медом и рыбьим жиром. Кстати, перформанс был окончен после того, как кто-то из местных жителей вызвал полицию.



Другая его популярная работа — костюм, сделанный из мяса.



В 90-е годы Чжан Хуань, в основном, выражает свои идеи с помощью своего собственного тела. Часто обнаженного. Его образы нередко вызывают ужас, даже отвращение, но именно через них он отражает то, что происходит вокруг него.



Вполне естественно, что его взгляды не получают поддержки у власти: альтернативное искусство всегда представляется угрозой, хотя может и не нести никакой крамольной идеи. Не понимая и не принимая, его выставки часто запрещают.



Поэтому в 1998 г. Чжан Хуань уезжает в США. Как раз в этот период в мире возрастает интерес к китайским современным художникам: он сотрудничает с различными галереями и музеями по всему мире. Со временем он из художника загадочной восточной страны превращается в творца международного уровня, а его имя оказывается в числе крупнейших концептуалистов мира.



В 2005 г. Чжан Хуань возвращается в Китай. Но фактически он продолжает жить на две страны, два города: Шанхай и Нью-Йорк. Во-первых, китайский художественный андеграунд не просто выходит на поверхность, он возносится на недосягаемые высоты.



Конечно, некоторые выставки по-прежнему могут запретить, но власть уже не чувствует в них угрозы, да и меняется круг вопросов, проблем, волнующих Чжан Хуаня. Хотя в 2008 г. персональную выставку в Шанхае ему пришлось проводить в своей собственной студии.



Во-вторых, талант Чжан Хуаня все больше материализуется в виде скульптурных работ и ксилографий. Кроме того, для реализации своих многочисленных идей он открывает студию, в которой трудится около сотни ассистентов.



Хотя для мировой истории искусства подобная художественная "фабрика" не является редкостью, но студия Чжан Хуаня во многом поражает своим размахом. А также в отличие от многих студий, автор генерирует первоначальную идею и определяет, когда ее реализация достигнута, а в процессе создание принимают активное участие работники студии.



В-третьих, местные капиталисты пришли к пониманию, что современное китайское искусство является отличной инвестицией, в то время как интерес западных коллекционеров немного снизился. Стремительное развитие арт-рынка, активная художественная среда и родные стены являются не последними факторами, которые заставляют китайских художников возвращаться.



В последние годы, особенно после путешествия по Тибету в 2005 г., Чжан Хуань все больше обращается к буддизму. "Я – буддист внутри и художник снаружи", - сказал он в одном из интервью. Теперь его работы часто связаны с буддийскими концептами, нередко появляются изображения самого Будды и отдельных частей его тела. Для изготовления скульптур используется пепел от храмовых благовоний. По словам Чжан Хуаня, он несет в себе ту позитивную энергетику, которая идет от верующих, приходящих в храм, чтобы помолиться.



В Нью-Йорке, в Художественном центре Storm King появилась гигантская скульптура Будды работы Чжана Хуаня (ZhangHuan). На произведение высотой 28 футов (8,5 метра) ушло порядка двенадцати тонн стали и меди.

Скульптура изображает три гигантские ноги, две из которых балансируют на небольших подпорках, а третья опирается на голову Будды, наполовину утопленную в землю.



ЧЖАН ХУАНЬ Трёхногий Будда

Другая гигантская скульптура Чжана Хуаня, новый объект паблик-арта, этой весной появилась в Сан-Франциско.
Шестирукая трехголовая фигура напоминает гигантского паука. Ее высота составляет 8 метров, а весит она 15 тонн. Созданную в 2008 году работу разместят напротив здания мэрии.
На сегодняшний день медный Будда является самым большим творением Чжана Хуаня.



ЧЖАН ХУАНЬ Будда с тремя головами и шестью руками.

В современном китайском изобразительном искусстве много белых пятен, много угловатостей, лишнего. Оно, во многом, похоже на подростка, который за лето перерос своего папу. Но можно с уверенность сказать, что оно развивается, а не находится в стагнации. Чтобы оно оформилось, избавилось от лишнего, повзрослело, наконец, потребуются годы. Но именно в период бурной генерации идей рождается гениальное.

Вся галерея работ Чжана Хуаня - http://www.zhanghuan.com/

Tags: скульптура
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments