Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Провал

Жизнь доведена в музыке Бизе до ослепительного сверкания.
А. В.Луначарский


Жорж Бизе

Мало кто знает, что при создании оперы «Кармен» не обошлось без Пушкина. Прочитав его поэму «Цыганы», Проспер
Мериме написал новеллу «Кармен». Перекроив сюжет поэмы на испанский лад, писатель вдохновил Жоржа Бизе на
создание одноименной оперы.
Либреттисты А. Мельяк и Л. Галеви (тесть Жоржа) предлагают заняться новым проектом для «Комической оперы».

О периоде подготовки к постановке сохранились некоторые сообщения современников. Обстановка в театре
была малоблагоприятной для Бизе. По воспоминаниям Д'Энди, композитора считали «малоудачливым», в все от
«директора до консьержа» «поворачивались к нему спиной». Первые же репетиции «Кармен» вызвали недовольство
оркестра, привыкшего к обычным несложным формулам сопровождения старых комических опер, а не к
богатству симфонических партитур Бизе.


Первые исполнители: Кармен - Мария Селестина Галли-Марье, Хозе - Поль Лери,
Эскамильо - Жозеф Андре Буи, Микаэла - Маргарита Шапюи.

Тем не менее обставлена опера была хорошо. Дю Локль, хотя и не сочувствовал новому произведению Бизе,
обеспечил прекрасные артистические силы и довольно тщательную постановку. Для исполнения роли Кармен была
приглашена Селестина Галли-Марье, яркая творческая натура, замечательная певица и артистка, создавшая
незабываемо-волнующий образ.



Она была вызывающа, дерзка и обольстительна в первых актах, в сцене гаданья ее игра доходила до трагизма.
Костюм артистки в точности соответствовал описанию Мериме, и с первого же появления она приковывала внимание.
Образ был настолько ясен для Галли-Марье с самого начала, что она требовательно отвергала все варианты выходной
арии, предложенные композитором, пока он не принес ей «Хабанеру».



Тенор Лери с увлечением и горячностью играл и пел Хозе и хотя был уже не молод, оказался во многих эпизодах
на высоте. Баритон Буйи блистал в роли Эскамильо и голосом и эффектной внешностью.

К премьере спектакль был достаточно слажен. Оркестр под энергичным управлением дирижера Делоффра нашел
нужный характер и темп исполнения. Балет, небольшой по составу, был интересно задуман - начало второго
акта развернулось, по словам одного из современников, как настоящая «оргия цыганок и солдат». Декорации,
простые и живописные, оказались особенно удачными в третьем акте, в горах Сиерры. Только хоры оставались
статичными и не сумели передать живое возбуждение шумной и подвижной толпы, эффект столь новый для
исполнителей и театра



В вечер первого представления Визе был очень взволнован, но держался со свойственным ему самообладанием.
Уже во время первого акта он понял настроение зрительного зала и неизбежность неудачи.

Первые два акта избалованная французская публика встретила хорошо, третий акт — сдержанно, четвертый —
тяжелым молчанием. Под занавес вместо аплодисментов раздались свисты.



Людовик Галеви записал 16 марта 1875 года, через 13 дней после премьеры:
«Я пережил во время репетиции этой пьесы различные впечатления. Сначала музыка показалась неспокойной,
запутанной. Понемногу облака рассеялись, и артисты начали разбираться во всех тонких и оригинальных вещах,
которыми полна эта очень любопытная и очень особенная партитура. Все в. театре постепенно испытали то же
очарование. Последние репетиция были превосходны. В качестве публики были завсегдатаи, которые жили все в
этой музыке в продолжение трех или четырех месяцев и имели поэтому время проникнуть в ее красоты. Мы были
полны веры в вечер первого представления. Но, увы!..».


После первого же представления оперу окрестили «безнравственной». Консервативных французских зрителей
повергли в шок главные герои постановки: свободное проявление чувств простых людей из народа противоречило
ханжеской буржуазной морали.

Критики говорили:
«Страстная сила «Кармен» была жестокой и подозревалась в немецком влиянии».

Парижские газеты печатали хлесткие отзывы о «Кармен»:
«Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить
им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия
погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает
ее позорной жизни?»

После четвертого показа «Кармен» в Париже спектакль хотели снять из репертуара. Администрация оптом раздавала
билеты в тщетной попытке заполнить места.



Лишь несколько сочувствующих критиков неуверенно приветствовали новшества, отмечая, что «квинтет и песня
Тореадора произвели благоприятное впечатление, и прелюдия второго акта также получила одобрительные отзывы».
Зато не стеснялись в высказываниях великие того времени. Однозначными поклонниками оперы стали Брамс,
Вагнер, Чайковский, Малер, Сен-Санс, Дебюсси, Пуччини, Прокофьев. Брамс слушал «Кармен» двадцать раз и сказал,
что отправился бы на край света, чтобы обнять Бизе. Бисмарк — политик, знающий толк в музыке, — слушал оперу
двадцать семь раз.

Чайковский, который бывал на «Кармен» в самые тяжелые для нее времена — зимой 1876 года — предрекал:
«Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи.»

К армии поклонников Бизе присоединился и немецкий философ Ницше.
«Я почти уверен, что «Кармен» — лучшая из существующих опер. Пока мы живы, она будет оставаться в
репертуарах Европы»,

— писал Ницше в одном из своих писем.
Тем не менее после полусотни представлений «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков.

Бизе не мог понять причину холодного приема «Кармен» парижской публикой и прессой. В чем только его не обвиняли:
в аморальности того, что вывел распутную цыганку на оперную сцену, в отсутствии мелодии, драматизма. Провал
оперы так подействовал на музыканта, страдавшего пороком сердца, что спустя ровно три месяца после премьеры —
3 июня 1875 года — Бизе скончался. В день своей смерти он подписал контракт на постановку «Кармен» в Венской
опере, решив не искать признания местного населения. Именно с этого контракта и начался триумф музыкального произведения, чего Бизе так и не дождался.

Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире.



Tags: история, люди годы судьбы, музыка
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments