Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Крамской Иван

Вторая половина XIX века - начало XX века. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное
объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами
и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было
обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е
годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским,
ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.


Крамской Иван

Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился
в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием
Крамской занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал
работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.
Перебравшись в 1856 году в Петербург, Крамской продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов.


Девушка с распущенной косой, 1873 Третьяковская галерея, Москва

На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и
живописи. Будучи учеником профессора А. Т. Маркова, Крамской получил малую серебряную медаль.
Крамскому надлежало конкурировать на получение большой золотой медали, но в это время между молодыми
художниками академистами зародились и созрели сомнения в правильности академического преподавания, и они
подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому свою тему для картины на
соискание большой золотой медали. Академия художеств отрицательно отнеслась к предложенному новшеству.


Христос в пустыне, 1872 Третьяковская галерея, Москва

Вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать картины на
заданную академией тему – «Пир в Валгалле» и вышли из академии. Сначала, для приискания средств к жизни,
они образовали художественную артель, а в 1870 году некоторые из них, присоединившись к молодым
московским художникам, с Мясоедовым во главе, основали товарищество передвижных выставок.


Портрет философа Соловьева, 1885

Крамской сделался портретистом. К лучшим произведениям не портретной живописи Крамского относятся картины:
«Майская ночь» (по Гоголю), «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос
в пустыне» и некоторые другие. Портретов Крамской написал множество. Они отличаются полным сходством и
талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался.


Портрет Льва Толстого 1873

Техника живописи у Крамского была – тонкая законченность, которую иногда считали некоторые излишней или
чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: в несколько часов портрет получал сходство.
Много произведений Крамского находится в Третьяковской галерее в Москве.


Полесовщик 1874

Крамской занимался также гравированием на меди крепкою водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие –
портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса
Шевченко. Сделался ли бы Крамской крупным историческим живописцем – трудно сказать. Рассудочность у
художника преобладала над воображением, как он сам признавался и в интимном разговоре, и в переписке,
ставя И. Е. Репина выше себя по существу таланта. Вообще Крамской был очень требователен к художникам,
чем нажил себе немало порицателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самоусовершенствованию.


Созерцатель 1876

Основное его требование – содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность;
но не менее того Крамской требовал и хорошей собственно живописи.


Лунная ночь 1880

Крамской не имел большого образования, всегда жалел о том и восполнял этот недостаток постоянным серьезным
чтением и сообществом интеллигентных людей, вследствие чего он сам был полезным для художников собеседником
(Крамской известен также своей педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 года в рисовальной
школе общества поощрения художников).


Русалки (Майская ночь) 1871

Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины
ХIХ века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов.
Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Tags: живопись, передвижники
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments