Васнецов Виктор
Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926),
великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в
Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником
Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).
Сирин и Алконост (Песнь радости и печали), 1898
Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец
Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой
поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен.
Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей,
Санкт-Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве",
1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины – в
Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же)
представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
Бог Саваоф 1885-1896
Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке
пьесы-сказки А.Н.Островского " Снегурочка" на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и
одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).
Слово Божие 1885-1896
Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова,
стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и
Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея
Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского
Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).
Бродячие музыканты 1874
Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского
собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное
начало. После 1905 года Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских
мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист
и славянофил, не принял.
Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.
Три царевны темного царства, 1884
Царевна-лягушка 1918
Распятый Иисус Христос 1885-1896
Ковер-самолет 1880
Journal information