Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

История картины



Две венецианки. 1510 ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО(1465-1526)Vittore CARPACCI Музей Коррер, Венеция.

Виторре Карпаччо- венецианский живописец эпохи Возрождения.

Джон Рескин считал эту картину самой знаменитой картиной музея Коррер
Cамая знаменитая картина музея Коррер( а по мнению Джона Рескина и “прекраснейшая картина в мире”). Это
«Две венецианки» Витторе Карпаччо.

Раньше их ошибочно принимали за куртизанок. Павел Муратов, путешествовавший по Италии в 19 веке, так
описывал эту картину:
"Две куртизанки сидят на балконе и просушивают волосы, только что выкрашенные в золотой цвет - в
знаменитый золотой цвет волос венецианок. Они развлекаются птицами, собаками; кудрявый мальчик играет
с павлином; здесь же стоят высокие приставные каблуки, предмет затейлевой и стеснительной моды. Может
быть, эти женщины испробовали как раз тот рецепт, который дошел до нас в одной старинной книге: "Возьми,
- говорится там, - четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставь
на огонь, дай вскипеть и затем крась этим свои волосы на солнце".

Далее автор делает небольшой исторический экскурс в историю проституции в Венеции:
"В 1514 году, значит как раз в те годы, когда Карпаччо написал эту картину, венецианский сенат решил
обложить налогом всех куртизанок. По переписи их оказалось около одиннадцати тысяч. Эта цифра сразу вводит
нас в несколько головокружительный масштаб тогдашней венецианской жизни. Чтобы нарядить и убрать всех этих
женщин и всех патрицианок, сколько нужно было золота, сколько излюбленного венецианками жемчуга, сколько
зеркал, сколько мехов, кружев и драгоценных камней!"

Действительно, наряд изображенных женщин очень напоминает тот, что носили куртизанками в 1500-1510 годах:
платья «гаун» - с высокой талией и круглым низким вырезом, демонстрирующим почти всю грудь, тесными
рукавами, разрезанными для показа нижней сорочки, выбивавшейся через разрезы в виде буфов, с длинными
волочащимися юбками и башмаки на высоком «венецианском» каблуке.
Но слава города куртизанок порой вводила в обман.
"Современное искусствоведение — путем анализа костюмов и антуража, растительной и животной символики —
доказало семейную добропорядочность карпаччовских дам. Бытописание вырастает до высокой драмы: женщины
коротают не час от клиента до клиента, а замужний век. Карпаччо написал портрет женщины, а отраженным,
венецианским образом - и портрет мужчины, которого ждут: быть может, зря",

- пишет Петр Вайль.
О том, что на картине изображены не только вполне допропорядочные, но и знатные венецианки, свидетельствуют
детали. Например, жемчужное ожерелье на шее молодой женщины говорит о том, что она замужняя дама знатного
рода. Символом чистоты является и белый платок, который она держит в руке. Кроме того, в вазе стоят лилии,
которые всегда ассоциировались с Девой Марией. А на самой вазе можно рассмотреть герб знатной венецианской
фамилии Preli. Так что вряд ли художник бы стал уделять такое внимание столь многозначительным деталям, если
бы изображал куртизанок.
Но дело, даже не в том, кого изобразил художник, а в том удивительном состоянии отрешенной созерцательности,
которым наполнена эта картина. Так, как смотрят эти женщины, человек обычно смотрит на огонь, или на воду. А
если учесть, что в Венеции вода повсюду, то и взгляд этот и состояние становятся очень понятными.
Кстати, картина эта когда-то была частью большого панно, выполненного для церкви Santa Fosca. Но оно было
разрушено при Наполеоне. Сегодня части этого панно находятся в разным музеях мира.
По материалам Википедии
Tags: живопись, история одной картины, разное
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments