?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

История картины



Две венецианки. 1510 ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО(1465-1526)Vittore CARPACCI Музей Коррер, Венеция.

Виторре Карпаччо- венецианский живописец эпохи Возрождения.

Джон Рескин считал эту картину самой знаменитой картиной музея Коррер
Cамая знаменитая картина музея Коррер( а по мнению Джона Рескина и “прекраснейшая картина в мире”). Это
«Две венецианки» Витторе Карпаччо.

Раньше их ошибочно принимали за куртизанок. Павел Муратов, путешествовавший по Италии в 19 веке, так
описывал эту картину:
"Две куртизанки сидят на балконе и просушивают волосы, только что выкрашенные в золотой цвет - в
знаменитый золотой цвет волос венецианок. Они развлекаются птицами, собаками; кудрявый мальчик играет
с павлином; здесь же стоят высокие приставные каблуки, предмет затейлевой и стеснительной моды. Может
быть, эти женщины испробовали как раз тот рецепт, который дошел до нас в одной старинной книге: "Возьми,
- говорится там, - четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставь
на огонь, дай вскипеть и затем крась этим свои волосы на солнце".

Далее автор делает небольшой исторический экскурс в историю проституции в Венеции:
"В 1514 году, значит как раз в те годы, когда Карпаччо написал эту картину, венецианский сенат решил
обложить налогом всех куртизанок. По переписи их оказалось около одиннадцати тысяч. Эта цифра сразу вводит
нас в несколько головокружительный масштаб тогдашней венецианской жизни. Чтобы нарядить и убрать всех этих
женщин и всех патрицианок, сколько нужно было золота, сколько излюбленного венецианками жемчуга, сколько
зеркал, сколько мехов, кружев и драгоценных камней!"

Действительно, наряд изображенных женщин очень напоминает тот, что носили куртизанками в 1500-1510 годах:
платья «гаун» - с высокой талией и круглым низким вырезом, демонстрирующим почти всю грудь, тесными
рукавами, разрезанными для показа нижней сорочки, выбивавшейся через разрезы в виде буфов, с длинными
волочащимися юбками и башмаки на высоком «венецианском» каблуке.
Но слава города куртизанок порой вводила в обман.
"Современное искусствоведение — путем анализа костюмов и антуража, растительной и животной символики —
доказало семейную добропорядочность карпаччовских дам. Бытописание вырастает до высокой драмы: женщины
коротают не час от клиента до клиента, а замужний век. Карпаччо написал портрет женщины, а отраженным,
венецианским образом - и портрет мужчины, которого ждут: быть может, зря",

- пишет Петр Вайль.
О том, что на картине изображены не только вполне допропорядочные, но и знатные венецианки, свидетельствуют
детали. Например, жемчужное ожерелье на шее молодой женщины говорит о том, что она замужняя дама знатного
рода. Символом чистоты является и белый платок, который она держит в руке. Кроме того, в вазе стоят лилии,
которые всегда ассоциировались с Девой Марией. А на самой вазе можно рассмотреть герб знатной венецианской
фамилии Preli. Так что вряд ли художник бы стал уделять такое внимание столь многозначительным деталям, если
бы изображал куртизанок.
Но дело, даже не в том, кого изобразил художник, а в том удивительном состоянии отрешенной созерцательности,
которым наполнена эта картина. Так, как смотрят эти женщины, человек обычно смотрит на огонь, или на воду. А
если учесть, что в Венеции вода повсюду, то и взгляд этот и состояние становятся очень понятными.
Кстати, картина эта когда-то была частью большого панно, выполненного для церкви Santa Fosca. Но оно было
разрушено при Наполеоне. Сегодня части этого панно находятся в разным музеях мира.
По материалам Википедии

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.