?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Перов Василий



Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily) (1833—1882), русский живописец, один из организаторов общества
«Товарищество передвижников».
Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла
как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.


Сельский крестный ход на Пасхе, 1861

Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже
(пенсионер Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также
французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.


Последний кабак у заставы, 1868

Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины
живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя
собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство.
Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному
эффекту.


Блаженный 1875-1879

Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает,
сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую,
тональную выразительность.
Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского.

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей
русской культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская
галерея).


Портрет писателя Ф. М. Достоевского, 1872

Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.
Персонажи Перова, полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного
статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции
тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).


Охотники на привале 1871

Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870;
«Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея).


Рыболов 1871

Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если
говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Сам художник обнаруживает и писательский
талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).


На железной дороге, 1868 Третьяковская галерея, Москва

В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной
истории. Однако законченные исторические картины Перова не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как
раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь.


Странник 1870

Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882
годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники. Скончался
Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).


Отпетый, 1873 Исторический музей, Москва

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.