Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Признание


Десять балерин, удостоенных звания «прима-балерина ассолюта».

В целом, если примой называют ведущую балерину в театре, то ассолюта — это звание или титул, который получают наиболее яркие балерины, чей авторитет непоколебим в каком-то регионе и достаточно продолжительное время. Такой чести удостаиваются только исключительные солистки, как правило, те, кто достиг международного уровня и признания.

Сегодня титул очень редко используется и чаще всего применяется символически в знак признания заметной карьеры, а потому обычно рассматривается как особая почесть, а не официальный статус. Некоторые балетные энциклопедии дают такое пояснение: «Существовало звание «прима-балерина ассолюта» (в Италии), которое давало право на исполнение только первых партий». Однако в действительности это «звание» ничего не давало, поскольку балерина могла быть удостоена его фактически лишь в конце карьеры. Проще говоря, сначала балерина становилась примой, исполняла все возможные главные партии, а только потом, в исключительных случаях, получала звание ассолюты. Более того, несмотря на итальянское происхождение слова assoluta, термин впервые начинает жить «своей жизнью» за несколько тысяч километров к востоку от Италии — в Петербурге.

Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. По царскому повелению в Преображенском построили специальную «камедийную хоромину», чтобы разыгрывать театральное действо.



«Камедийная хоромина» — первое театральное здание в России, построенное в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой для спектаклей первого русского придворного театра. «Камедийная хоромина» представляла собой просторную палату, стены которой были обиты красным, пол — зелёным сукном; сцену образовывала часть палаты, отгороженная «завесой»; напротив неё у дальней стены было устроено специальное помещение («клеть»), откуда «сквозь решётку» смотрели комедию царица и царевны.

17 октября 1672 года состоялся первый спектакль — «Артаксерксово действо» (инсценировка библейской легенды).
Особый интерес вызвал балет «Орфей». В труппу вошли шестьдесят молодых людей из Мещанской слободы. Некоторых пришлось сначала возить на репетиции насильно, под стражей. Для балета сшили специальные костюмы. Исполнители женских ролей были в красных юбках и красных чулках, или зелёных юбках и зелёных чулках. Их партнёры танцевали в белых лосиных туфлях и чёрных перчатках с крагами. В дальнейшем искусство балета всегда было под покровительством царской семьи. В то же время на русский балет постоянно оказывали влияние зарубежные творцы.


Шарль Дидло

Например, национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло.
Летом 1801 года директор императорских театров Петербурга Н. Б. Юсупов пригласил Шарля Дидло возглавить Петербургскую балетную труппу Российских императорских театров, в сентябре того же года Дидло с женой-балериной прибыл в Петербург. Розе Дидло тоже нашлось место в императорской труппе (она вскоре оставила сцену и занялась преподаванием танцев, причем слыла в великосветском Петербурге одним из лучших и дорогостоящих преподавателей, обучала Великих княжон и была учительницей танцев в Смольном монастыре).



А в апреле 1802 года новый балетмейстер дебютировал на сцене Большого Каменного театра балетом «Аполлон и Дафна», затем последовал целый каскад балетных спектаклей: «Фавн и Гамадриада», «Зефир и Флора» (с измененной и исправленной программой), «Роланд и Моргана», «Амур и Психея», «Лаура и Генрих». Помимо этого по желанию вдовствующей императрицы Марии Феодоровны Дидло неоднократно устраивал праздники в Павловске и Смольном монастыре. В Смольном же стала преподавать танцы его жена, Роза Дидло.
Эти две традиции, а также авторитет русского балета в мире, лежат в основе событий, которые повлекли рождение такого явления, как прима-балерина ассолюта. Титул впервые получила Пьерина Леньяни, которая с 1893 по 1901 год танцевала в Императорском Мариинском театре. По предложению Мариуса Петипы, этот титул балерине даровал царь.


Мариус Петипа

Второй ассолютой стала Матильда Кшесинская. Это был то ли 1896 год, то ли 1901-й — в этом вопросе справочные источники расходятся. Разумеется, было бы логично, если это был 1901 год, когда Петербург покинула Пьерина Леньяни. Однако, учитывая обстоятельства, в свете которых был получен этот титул — балерина была приближенной некоторых княжеских родов — балетное общество стерпело бы и трех прим-ассолют одновременно. А вот Мариус Петипа был очень недоволен, хотя и не отрицал таланта и заслуг Матильды Кшесинской.

Собственно, по самым строгим меркам, на Пьерине Леньяни и Матильде Кшесинской число «абсолютных балерин» и заканчивается. Так считает, например, критик и журналист газеты «Уолл Стрит Джорнал» Роберт Грешкович, который придерживается в чем-то ортодоксального мнения: статус ассолюты может быть получен только с позволения монарха и никак иначе.
Впрочем, он допускает и расширение числа ассолют до четырех. Третьей считается Галина Уланова, получившая статус в 1944 году. Аргументация примерно такая: правительство Советского Союза в глазах многих стран получило все привилегии царской семьи, в том числе и право награждать выдающихся балерин. Почему в таком случае Грешкович не вносит в список Майю Плисецкую, которую стали называть ассолютой в 1960-м, сказать сложно. Но четвертой примой-балериной ассолютой он назвал англичанку Марго Фонтейн. Оксфордский словарь танца сообщает: «Королевский балет даровал этот титул Марго Фонтейн в 1979 году». Это был день 60-летия балерины.

Однако современные источники сходятся в том, что прим-балерин ассолют не четыре, а десять. Две из Царской России, две из СССР, две из Соединенного Королевства и по одной из Кубы, Швеции, ЮАР и Италии. Это те балерины, у которых «ассолюта» — действительно титул, полученный от кого-то и при каких-то обстоятельствах. В то же время нельзя отождествлять на сто процентов титул ассолюты и абсолютное признание:



Анна Павлова, например, несмотря на то, что сегодня ее нередко называют самой известной в истории балета, официально титула так и не получила. Но де-факто она была самой что ни на есть ассолютой (то есть, «яркая балерина, чей авторитет непоколебим в каком-то регионе и достаточно продолжительное время»). И балерин, в отношении которых можно применить такую формулировку, есть и было больше, чем десять.


Пьерина Леньяни в балете Золушка 1893

Пьерина Леньяни (1863—1923) — выдающаяся итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный вклад в русское балетное искусство. Леньяни стала самой первой исполнительницей фуэте — одного из классических балетных па, выраженного во вращении исполнителя вокруг своей оси. В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.


Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1909

Матильда Кшесинская (1872—1971). Творчество Кшесинской началось в балетах Мариуса Петипы. Мягкую пластику русской школы Матильда решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей. К тому же балерина славилась не только своим мастерством, но и умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Косвенным образом она послужила причиной отставки с поста директора Императорских театров князя Сергея Волконского.


Алисия Маркова в балете "Жизель" 1944 фото Гьена Мили

Алисия Маркова (Лилиан Элис Маркс) (1910—2004) — британская балерина, участница Русского балета Дягилева. Она родилась в состоятельной семье и в возрасте восьми лет начала заниматься балетом. Была замечена выдающимся русским импресарио Сергеем Дягилевым, который пригласил ее в свой знаменитый Русский балет. Маркс присоединилась к труппе в возрасте 14 лет и гастролировала в ее составе по всей Европе. Дягилев переиначил ее имя на русский манер.


Галина Уланова на сцене Большого театра 1959 фото Говарда Сочурека

Галина Уланова (1910—98) — одна из величайших балерин за всю историю мирового балета. В 1928—44 годах артистка Мариинского (Кировского) театра в Ленинграде, с 1944 по 1960-й — Большого театра в Москве. Пик карьеры и славы Улановой пришелся на 1940-е—50-е годы. Знамениты ее роли в «Жизели», «Золушке», «Ромео и Джульетте», «Красном маке». Она стала единственной балериной, которой при жизни были установлены памятники — в Санкт-Петербурге и Стокгольме. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».


Алисия Алонсо 1954

Алисия Алонсо (род. в 1920) — кубинская балерина, хореограф и педагог, создательница Национального балета Кубы. Начала учиться балетному искусству с девяти лет, ее преподавателем стала бывшая артистка Большого театра, участница труппы Дягилева София Федорова. В пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. В 1939—40 годах активно участвовала в создании Американского балетного театра. С 1943-го стала его ведущей артисткой. 2 ноября 1943 года заменила Алисию Маркову в роли «Жизели» — с триумфа в этой роли началась ее мировая слава. Работала с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчином, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской и другими прославленными постановщиками. В 1955—59 годах, покинув Кубу диктаторского режима Батисты, танцевала в Русском балете Монте-Карло. В 1959-м, после победы Кубинской революции, вернулась на родину.


Майя Плисецкая

Майя Плисецкая (род. в 1925) — советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР. После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра. В советской киноверсии «Анны Карениной» она сыграла княгиню Тверскую. В 1971 году Родион Щедрин написал балет на ту же тему, где Плисецкая танцевала главную партию и впервые попробовала свои силы в качестве хореографа.


Марго Фонтейн

Марго Фонтейн (1919—91) — английская балерина. Марго Фонтейн начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу и продолжала брать уроки у разных педагогов, в том числе у Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской. В 15 лет она поступила в Королевскую школу балета в Лондоне. На сцене Фонтейн дебютировала в 1934 году и сразу понравилась публике и критикам удивительной пластичностью танца. После того как из труппы ушла Алисия Маркова, Марго заняла ее место и стала прима-балериной. В 1939 году начала сотрудничать с хореографом Фредериком Эштоном, он сочинил для нее такие постановки, как «Дафнис и Хлоя», «Сильвия» и «Ундина». Марго много гастролировала по всему миру, ушла со сцены в конце семидесятых. В 1961 году, в возрасте 42 лет Марго Фонтейн встретилась с 23-летним Рудольфом Нуреевым. Рудольф и Марго танцевали вместе более пятнадцати лет, несмотря на большую разницу в возрасте эта знаменитая пара считается одной из самых примечательных в истории классического танца XX века.



Аннели Алханко (род. в 1953) — шведская балерина и актриса. В 1971 году она окончила Шведскую школу оперы и балета и сразу же вошла в состав Королевского балета. Через два года стала его солисткой. Кроме этого, Аннели Алханко танцевала в Большом театре. В январе 2010 года она открыла свою танцевальную школу Base 23 в Стокгольме.


Филлис Спира

Филлис Спира (1943—2008) — южноафриканская балерина. Критики постоянно сравнивали ее с Алисией Марковой. «A baby Markova» — так окрестила ее Ниннет де Валуа, когда Филлис училась в школе Королевского балета. Титул примы-балерины ассолюты она получила в 1984 году от президента ЮАР.


Алессандра Ферри

Алессандра Ферри (род. в 1963) — итальянская балерина и актриса. Училась в балетной студии театра «Ла Скала», школе Королевского балета в Лондоне. В 1980-м стала членом Королевского балета. Известность пришла к ней в 1983 году, когда 19-летнюю танцовщицу сэр Кеннет МакМиллан назначил на главные партии в своих балетах «Ромео и Джульетта», «Манон», «Майерлинг». В 1992 году Ролан Пети пригласил ее для исполнения Кармен в Парижской опере. С этого года Ферри также является прима-балериной ассолюта театра «Ла Скала», при этом работает и в Буэнос-Айресе, Римской опере, Театре Сан Карло в Неаполе. В сезоне 2007 года балерина простилась со сценой «Ла Скала» и дала свой прощальный спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке Кеннета МакМиллана на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера».

Источник : journal-parter.blog.tut.by
Tags: балет, история
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments