?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Эпоха

“Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья,
Но, каюсь, ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня;
Она, пророчествуя взгляду
Неоценимую награду,
Влечёт условною красой
Желаний своевольный рой…”

А.С.Пушкин





29 мая 1847 года в Петербург прибыл ничем не примечательный пассажир. Сразу же по прибытии у него украли картуз. В качестве головного убора мужчина повязал платок. Прохожие посмеивались, да и сам пассажир не сдерживал улыбки. Примерно так началась петербуржская жизнь Мариуса Петипа, которому было суждено стать «патриархом» российского балета.

Несмотря на не совсем благодушный прием, он прожил в России шестьдесят лет. Правда, русский язык так и не выучил. Зато обучил русских языку классического танца. Этому человеку суждено было определить направление, по которому в течение десятилетий развивался русский балет. Но развивался своеобразно: в то время как Московская императорская балетная труппа постоянно менялась, Петербургский балет как бы законсервировался, избегая реформ, но зато сохраняя свой академизм и все более совершенствуя его.



Мариус Петипа. Фото 1870-го года

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе. И никакой тяги к балету у него поначалу не наблюдалось. «Семи лет начал я обучаться танцевальному искусству в классе отца моего, — писал Петипа в своих мемуарах, — переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства». Поддавшись напору своего отца, артиста Жана-Антуана Петипа, Мариус брал также уроки у Огюста Вестриса. Уже в детстве он начал выступать на сцене в балетах, поставленных отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания». Позже Мариус стал гастролировать с отцом по Франции, США и Испании.

В те времена в полноценную театральную жизнь вступали рано, и уже в возрасте 16 лет Мариус Петипа получил место не только первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Правда, балетная труппа была невелика, и юному руководителю приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов. Постепенно имя Мариуса Петипа становилось известным, и он начал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера.



Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в постановке М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Мариинский театр. Петербург. 1895.

Однажды, в 1847 году, прямо на сцене Парижской оперы, где Мариус Петипа вместе со своим братом Люсьеном участвовал в бенефисе, его застало приглашение из Санкт-Петербурга: директор Императорских театров предлагал ему место первого танцовщика. Петипа, которому на тот момент еще не было и тридцати, принял решение почти без колебаний. Причем он не просто загорелся выгодным местом — к тому времени в Европе он уже был известен и мог сделать блистательную карьеру. Однако отношения Мариуса к европейской сцене было не лучшим. Впоследствии он писал, что там «постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».



Эпоха Петипа.

А Россию он считал единственной страной, где балетное искусство процветало и стояло на правильном пути развития. Позже он стал говорить о русском «наш балет». Франция была страной, в которой Мариус Петипа появился на свет, но Россия стала его родиной. Хотя русский язык ему так и не покорился. Он принял русское подданство и иного отечества для себя не желал даже тогда, когда был отстранен от работы в театре. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки. Россия ответила ему взаимностью: русский балет конца XIX века называют «эпохой Петипа».



Юлия Седова в балете (Дочь Фараона) хореография Мариуса Петипа

И хотя Мариус Петипа начал ставить балеты еще за границей (среди его ранних работ «Кармен и ее тореадор», 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Началось все с переноса на петербургскую сцену «Пахиты» в постановке Мазилье, потом он восстановил «Сатаниллу». И только в 1862 году Мариус Петипа поставил свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма «Дочь фараона», которая имела большой успех. А первым шедевром Петипа стала «Баядерка», поставленная в 1877 году, и особенно «акт теней», который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре.

Мариус Петипа поставил на российской сцене более семидесяти балетов, а оригинальных постановок из них — более сорока. Среди них — балетные спектакли, ставшие образцами классической хореографии: «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Золушка» «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Волшебное зеркало» и множество других.



Вирджиния Зуччи в балете (Эсмеральда) хореография Мариуса Петипа



Михаил Фокин в балете (Пакита) хореография Мариуса Петипа



Екатерина Вазем в спектакле (Бандиты) хореография Мариуса Петипа

Свои балеты он предпочитал ставить в тесном сотрудничестве с композиторами, если это было возможно: совместная работа помогала балетмейстеру глубже проникнуть в суть музыки, а композитору — создать партитуру, гармонично сочетающуюся с хореографической частью. Лучшей своей работой Петипа считал балет «Спящая красавица». Сказка Шарля Перро о заколдованной принцессе превратилась в роскошный балет, полный костюмированных танцев, загадочных метаморфоз, невероятных по сложности номеров и райских мелодий Чайковского. Сотрудничество с этим композитором занимает особое место в творчестве Петипа.

Собственно, этому пласту жизни французского балетмейстера посвящен целый фильм, производства СССР — Франции, который был снят в 1965 году. Он называется «Третья молодость». «Первая молодость Мариуса Петипа, — объясняется в описании фильма, — была связана с женитьбой на балерине Марии Суровщиковой. Талантливая балерина была несколько эгоистичной и хотела блистать на сцене одна, поэтому не могла найти настоящего творческого контакта с мужем. Находясь за границей на гастролях, она не пожелала вернуться в Россию. А Мариус, нашедший вторую родину на русской земле, снова занялся любимой работой. В жизни Мариуса Петипа наступает вторая молодость. Он находит счастье в новой семье.



Петипа Мария Мариусовна

Петипа Мария Мариусовна (1857-1930) - русская артистка балета. Дочь Мариуса Ивановича и Марии Сергеевны Петипа. Училась у отца. В 1875 дебютировала в главной партии в балете "Голубая георгина" Пуни. В 1896 M.И.Петипа поставил для неё характерный балет "Привал кавалерии" Армсгеймера. Ведущая характерная танцовщица петербургской сцены. В 1907, окончив сценическую деятельность, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных театрах. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже, в 1899, 1901 в Будапеште.

Но работа остановилась. Временами Мариусу казалось, что он уже ничего не может больше сделать для балета, что силы и энергия его исчерпаны до конца. И вдруг встреча с Петром Чайковским… Соприкосновение с музыкой гениального композитора вернули Мариусу Петипа уверенность в себе, открыли путь к мировой славе. Балет «Спящая красавица», созданный Чайковским на либретто Петипа, выдержал испытание временем и сохранил до наших дней неувядаемую свежесть и красоту. Для Мариуса Петипа встреча с великим Чайковским стала его «третьей молодостью».

Их знакомство состоялось, очевидно, в 1886 году, когда Чайковскому был заказан балет «Ундина», от сочинения которого он впоследствии отказался. Но сближение произошло при совместной работе над балетом «Спящая красавица», подробный сценарий которого по желанию композитора был составлен Петипа. В период постановки «Спящей красавицы» Чайковский часто встречался с балетмейстером, уточняя отдельные места в балетах, внося необходимые изменения и дополнения. Сотрудничество с этим композитором стало вершиной и одновременно итогом творчества Мариуса Петипа.



Мариус Петипа карикатура Николая и Сергея Легатов

В 1903 году, во время репетиции балета «Волшебное зеркало» треснуло огромное зеркало. Было ли это плохой приметой — неизвестно. Но в том же году Петипа, которому исполнилось уже 85 лет, был отстранен от работы в Мариинском театре. Это не стало неожиданностью: в последние годы отношения балетмейстера и нового директора Императорских театров Теляковского считались не самыми лучшими. Уволить Мариуса Петипа начальник не мог, так как поклонником творчества артиста был император Николай II. Последний пожелал, чтобы Петипа оставался первым балетмейстером до конца жизни. И это отнюдь не самодурная прихоть: несмотря на преклонный возраст, Мариус Петипа был энергичен и работоспособен. По высказываниям современников, «Петипа шел со временем в ногу, шел за растущими дарованиями, которые позволяли ему раздвигать творческие рамки и обогащать палитру спектакля свежими красками». Тем не менее Теляковскому удалось добиться провала балета «Волшебное зеркало», а чуть позже Мариуса Петипа поразил частичный паралич, и балетмейстер был вынужден покинуть театр.




Однако во Францию Петипа, который к тому времени уже давно был Мариусом Ивановичем, и не подумал возвращаться, сохранив горячую любовь к русскому балету и к России. «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, то была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем», — так заканчиваются его мемуары. За время своей работы в России он фактически закрепил и упорядочил основы классического балета, академического танца, которые до него существовали в разрозненном виде. Зрелищность и симфонизм балетов Мариуса Петипа на долгие десятилетия стали образцом для всех создателей балетных спектаклей. Балет перестал быть просто зрелищем — Петипа внес в свои спектакли драматическое, нравственное содержание.

И хотя к началу XX века постановки «патриарха» представлялись новому поколению балетмейстеров, прежде всего Михаилу Фокину, устаревшими, традиции «большого балета» Петипа сохранили свое значение. Более того, уже в середине прошлого столетия в искусстве нового поколения хореографов, в частности Джорджа Баланчина, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета. Сегодня же многие балетмейстеры ставят своей задачей не переделывание произведений Петипа, а их бережное восстановление в первозданном виде.



Могила в Санкт-Петербурге, в Некрополе Мастеров Искусств (Тихвинское кл. Александро-Невской Лавры).

Мариус Петипа умер в Гурзуфе. Ночью, в летнем доме, душной июльской ночью 1910 года. Ему было более девяноста лет.

Источник : journal-parter.blog.tut.by

promo nemihail 20:00, вчера 122
Buy for 30 tokens
Как в Аэрофлоте продолбали все полимеры. Фото: Яндекс Картинки Меня, как и многих, до глубины души затронула история с котом Виктором,…