?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Жизнь и музыка





Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн стал основоположником таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Он придумал мелодию, которая позже легла в основу гимна Германии и Австро-Венгрии.
Чайковский отзывался о нем так:
«Не будь его, — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».

Йозеф Гайдн относится к разряду тех творцов, кто добился внимания и почтения при жизни, но оказался незаслуженно забыт после смерти. Забыт не всеми — те, кто немного разбираются в классике, Гайдна помнят и чтят. Но имена других представителей венской классической школы (основоположником которой являлся, по сути, Гайдн), таких как Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен (которые были учениками Гайдна), на слуху даже у немузыкальной общественности. Моцарт свободно использовал элементы музыки старшего композитора в своих работах, но в то же время Гайдн отзывался о Моцарте как о «самом великом композиторе».



Как бы то ни было, Йозеф Гайдн при жизни стал «отцом симфонии», внес неоценимый вклад в развитие других жанров, таких как струнный квартет, соната и концерт. Его оратории — это золотой стандарт. В творческом плане он был необычайно плодовитым, его музыкальное наследие включает более ста крупных произведений и сотни небольших работ. Гайдн работал постоянно и перестал писать музыку только за три года до смерти. Он прошел путь от изгнанного из церковного хора юнца с ломающимся голосом до почтенного композитора, почитаемого Наполеоном. «Молодые люди могут убедиться на примере моей жизни, что и из ничего получается нечто», — писал Гайдн в своей автобиографии.

Будущий великий композитор родился 31 марта 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна. Некоторые источники называют днем рождения Йозефа 1 апреля, однако, скорее всего, это день его крещения. Родители, увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, очень рано обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.



В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора Святого Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре, в том числе несколько лет вместе со своими младшими братьями. Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии… После того, как у Йозефа стал ломаться голос и его попросили из хора, он брался за любую работу, даже был слугой итальянского композитора Николы Порпоры. У него же брал уроки композиции. В это время Гайдн начал писать свои первые произведения — сонаты для клавесина, которые были изданы и привлекли всеобщее внимание. Позже композитор отметил: «Я слушал больше, чем я учился. Были разработаны, следовательно, мало-помалу мои знания и способности».



В Европе тогда у каждого правителя был свой двор, и пышность этого двора определялась еще и музыкой. Все вельможи стремились перещеголять друг друга, нанимая лучших музыкантов. Годы, которые молодой Гайдн провел как свободный художник, были плодотворными, но все же это была тяжелая жизнь. В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта. После этого Гайдн принял приглашение князя Николая Эстергази.


Миклош Эстерхази (1714–1790)

Фактически при дворе Эстергази Гайдн прослужил 30 лет. В его обязанности входило написание музыки и руководство княжеским оркестром. Князь Эстергази был, по общему мнению, приличным человеком и большим любителем музыки. В то же время, существуют свидетельства, что князь имел привычку подремывать на концертах. Однажды Гайдн, как человек оптимистичный и с юмором, написал «Неожиданную симфонию», в середину которой вставил очень громкий аккорд — специально для своего патрона. Впрочем, еще более изысканной в этом плане стала «Прощальная симфония».



Описывали ее так: «Звучит тревожное начало симфонии. Тоскуя, ведут невеселую мелодию скрипки и басы. Первая, вторая, третья, четвертая часть… Никаких признаков радости, веселья, шутки, обычных для Гайдна. Наконец пятая часть — тоже неожиданность: обычно в симфониях всего четыре части. И вдруг второй валторнист и первый гобоист встают, гасят свечи у своих пюпитров и, не обращая внимания на оркестр, уходят со сцены. Оркестр, словно ничего не произошло, продолжает играть. Вскоре умолкает фагот — музыкант тоже гасит свечу и уходит, потом первый валторнист и второй гобоист, контрабасист… Постепенно уходят все оркестранты, кроме первой и второй скрипок. Мелодия звучит все печальней, все медленней и, наконец, тает. Скрипачи, погасив последние свечи, молча покидают сцену». Таким образом, Гайдн тонко намекнул князю, что оркестранты нуждаются в отпуске. Возможно, именно тогда коллеги стали называть его «папашей Гайдном».


Анна Мария Келлер

Этому композитору вообще приписывают много человеколюбивых поступков. Из самых комичных — как-то Гайдн созвал всех соседских оборванцев и разрешил им есть яблоки из своего сада. Возможно, так он компенсировал отсутствие собственных детей. Хотя жена у него была. В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Брак оказался крайне неудачным. Жена постоянно показывала свое полное неуважение к профессии мужа, например, тем, что использовала его рукописи в качестве папильоток для волос.
Гайдн объяснил свое последующее поведение так: "Моя жена не могла иметь детей, и я поэтому был уже не столь равнодушен к тем удовольствиям, которые мог получить в постели другой женщины".
Долгое время после женитьбы Гайдн был практически "женатым холостяком". Он, тем не менее, почти двадцать лет был верен своей жене.

Затем внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, которая тоже состояла в неудачном браке. Внешность и фигура Луиджии были, вне всякого сомнения, гораздо лучше, чем ее голос, и Гайдн любил ее на протяжении нескольких лет и даже пообещал жениться на ней, если они оба вдруг окажутся свободными. К тому времени, однако, когда вначале умер муж Луиджии, а затем скончалась и Анна Мария, любовь Гайдна поостыла. На это повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, Луиджия стала все активнее требовать у Гайдна денег, а во-вторых, во время своей поездки в Англию он познакомился там с несколькими женщинами, которые показались ему гораздо более приятными и культурными, чем его итальянская любовница. Гайдн, тем не менее, продолжал аккуратно посылать Луиджии деньги до конца своей жизни. Утверждают, что отцом второго ее ребенка был Гайдн, хотя он сам никогда не признавал это отцовство.

Когда его жена была еще жива, Гайдн познакомился и подружился с англичанкой Ребеккой Шретер, вдовой, которой было уже за 60. Композитор позже написал: "Если бы я был свободным тогда, я бы точно на ней женился". До сих пор неизвестно, почему они внезапно прекратили переписку.
Гайдн часто потом флиртовал с женщинами, но предпочитал держать их на пьедестале. Сердечные дела играли незначительную роль в его жизни, и некоторые утверждают, что оперы Гайдн стал писать именно потому, что в его жизни не случилось страстной и долгой любви.
Всего композитор написал 24 оперы.


Гайдн дирижирует струнным квартетом.

В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын и преемник князь Антон не был любителем музыки и распустил оркестр. Впрочем, это Гайдна не особо расстроило, буквально сразу же он получил контракт на работу в Англии. Две поездки в Лондон, где он написал свои лучшие симфонии, еще более упрочили славу Гайдна. По некоторым свидетельствам, проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. После этого он поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801).

В книге «Йозеф Гайдн» Леопольда Новака написано: «Сотворение мира» и «Времена года» принесли Гайдну много славы, доставили огромное удовлетворение; оратории не раз исполняли с благотворительной целью. 24 и 25 мая 1801 года обе оратории прозвучали при дворе; императрица Мария Терезия пела партию сопрано. В том же году летом оратория «Сотворение мира» была исполнена в церкви Св. Иоанна под Планом в Богемии. Ректору Карлу Оклу, который сам был композитором и страстным почитателем музыки Гайдна, хотелось, чтобы оратория была исполнена в церкви. Но Пражская консистория наложила запрет. Тогда жители Плана быстро построили деревянный зал, чтобы слушать в нем «Сотворение мира». Но так как зал этот оказался непригодным, они, несмотря на запрет, все же решили использовать церковь, а пастора на некоторое время удалили, чтобы спасти его от гнева начальства. Окл, которому все это было не очень приятно — он побаивался начальства, — обратился к Гайдну за помощью. В письме от 24 июля 1801 года композитор заверил его в своем заступничестве перед «императорским и королевским величеством». В письме содержатся еще и следующие примечательные строки: «Издавна «Сотворение мира» рассматривается как самая возвышенная, как внушающая наибольший трепет картина. Описание этого великого творения в соответствующей музыке не могло иметь иной цели, как вызвать эти святые чувства и настроить людей на восприятие доброты и всемогущества Творца. Разве подобное возбуждение столь священных чувств может быть осквернением храма?»



Через год, в связи с исполнением оратории «Сотворение мира» в Бергене (на острове Рюгген), Гайдн признался в своем письме от 22 сентября 1802 года, как ему приходилось бороться с самим собой. Он писал: «Часто, когда я боролся со всевозможными препятствиями, которые возникали на пути моего труда, когда силы духа и тела покидали меня и мне бывало трудно не сойти со стези, на кою я ступил, тогда сокровенное чувство нашептывало мне: «На земле так мало веселых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе, быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обремененный делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых! И то было могучим побуждением для движения вперед, да и причина того, что я и поныне с душевной радостью оглядываюсь на труд свой, в который я столь долгие годы непрерывного напряжения и усилий вкладывал все свое искусство».



Последними его произведениями стали Harmoniemesse и один неоконченный струнный квартет. Скончался он в Вене 31 мая 1809 года. В те трагические дни на подступах к Вене стояли войска Наполеона. Воздух сотрясался от пушечных залпов, вокруг рассыпались осколки снарядов. Недолго сопротивляясь, Вена капитулировала. Вслед за этим, около дома Гайдна Наполеон лично приказал выставить караул для охраны, чтобы никто не мог потревожить уже не встающего с постели композитора. Йозеф Гайдн умер знаменитым и окружённым многими поклонниками.



15 июня в Шоттенкирхе состоялась официальная панихида по усопшему гению. Йозеф Эйблер дирижировал Реквиемом Моцарта. Присутствовала венская знать и высокопоставленные французские особы.. Ожидали и присутствия Наполеона.., правда, напрасно..

Несмотря на то, что композитор всю жизнь трудился, не покладая рук, значительная часть его трудов до сих пор не найдена. Произошло это из-за того, что бессмертные творения, которые Гайдн сочинял в течение тридцати лет при дворе Эстергази, принадлежали не ему, а князю, и перешли затем к наследникам-вельможам. В последующем те никак не хотели расставаться с рукописями великого композитора, хоть в большинстве своем не особо ценили музыку.



Тем не менее, время лечит даже жадность. После 1932 года, когда весь мир торжественно отметил двухсотлетие со дня рождения Гайдна, увидели свет замечательнейшие творения композитора. В церковных и княжеских библиотеках собиратели его сочинений обнаружили больше четырехсот неизвестных прежде рукописей. Еще более торжественно отметили во многих странах мира 1959 год — год Гайдна, 150 лет со дня его смерти. Во всех крупных городах звучала музыка великого композитора. Но самым удивительным был праздник в старинном замке Эстергази. Толпы гостей заполнили двор. Сначала исполнялась известная оратория Гайдна «Времена года», а потом… появилась на свет много лет назад потерянная и лишь недавно обнаруженная симфония Гайдна «Ля пассионе». И кто знает, сколько еще таких сюрпризов ждет в будущем?

По материалам Википедии

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Люблю его тоже)

  • 1