Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Буффальмакко




Буффальмакко Буонамико (Buffalmacco Bounamico) (1262-1340)

Флорентийский живописец Буонамико ди Мартино, по прозвищу Буффальмакко (Весельчак), был учеником Андреа Тафо. Прославлен монахом-новеллистом Джованни Бокаччо в качестве развеселого и находчивого острослова в знаменитом собрании средневековых историй «Декамерон».

Писатель Франко Саккетти в своих «Трехстах новеллах» также повествует о временах ученичества художника, когда Буффальмакко был в подмастерьях у живописца Андреа Тафо. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев» оставил об этом художнике обширное сочинение, состоящее в основном из анекдотов.

Упоминания о погребальне Кампосанто (лат. Campus Sanctus, Святое Поле) при соборе в Пизе встречаются в итальянских архивах с начала 13 века. В архитектурном плане здание Кампосанто представляет собой простой прямоугольник с большим внутренним двором, обычной романо-готической постройки. Большие поверхности внутренних стен погребальни словно изначально были предназначены для росписей, и в течение нескольких десятилетий, начиная с 1330-1335 годов, здесь возник один из крупнейших фресковых центров 14 века, в котором работали мастера разных поколений из различных областей Италии: Франческо Траини был родом из Пизы, Пьетро ди Пуччо из Орвьето, Спинелло Аретино из Ареццо, Буонамико Буффальмакко, Стефано Фьорентино, Таддео Гадди и Андреа Бонайути из Флоренции, а Антонио Венециано был приглашен из Венеции. В 15 столетии фресковые росписи Кампосанто был дополнен работами Беноццо Гоццоли. В дальнейшем церковный ансамбль сильно пострадал во второй мировой войне при налете авиации союзников летом 1944 года, авиабомбежка спровоцировала в здании сильный пожар.


Страшный Суд, 1330-1340, Кампосанто, Пиза

Лоренцо Гиберти в труде «Записки об итальянском искусстве» сообщает, что Буффальмакко был удивительно одаренным мастером, с необычайной легкостью и быстротой выполнял заказы, и добавляет, что кроме Пизы и Флоренции Буонамико работал в Болонье. Имя Буффальмакко в 1315-1320 годах упоминается в списках флорентийского цеха врачей и аптекарей (Arte dei Medici e degli Speciali), куда стали входить и художники. До наших дней не дошло ни одной подписанной им работы. Буффальмакко приписывают фрагменты фресок в пармском баптистерии, в соборе в Ареццо и в церкви Сан Паоло Рипа д'Арно в Пизе. В пизанском Кампосанто кроме «Триумфа смерти» кисти Буонамико приписывают и другие фрески – «Страшный Суд» с сошествием в Ад и «Жизнь пустынников».

С 13 века в восточном крыле здания Кампосанто располагался алтарь с огромной фреской «Распятие» (фрагменты росписи сохранились до наших дней). Автором «Распятия» считают Франческо Траини. Ему же долгое время приписывалась и следующая за Распятием фреска «Триумф смерти».
После работы исследователей и историков итальянского искусства и живописи Лонги, Польцера и Беллози, изучавших фрески Кампосанто, автором фрески «Триумф смерти» принято считать Буонамико Буффальмакко. На основании исследований в области истории костюма фреску удалось датировать 1330-ми годами. Авторство Буонамико Буффальмакко более не оспаривается и атрибуция фрески «Триумф смерти» в настоящее время считается общепринятой. Тем более, что согласно старинным документальным свидетельствам, в 1336 году Буффальмакко находился в Пизе.


Буффальмакко. Триумф смерти, фреска. 1330е. Пиза, Кампосанто.

Во фреске «Триумф смерти» нет последовательно изложенного рассказа. Она представляет собой ряд сцен, которые можно рассматривать в разном порядке. На фоне ландшафтного поля внизу, на пути знатного общества, выехавшего на охоту, оказываются три гроба с покойниками. Это тема предостережения о бренности всего земного, к ней нередко обращались в 13 - 14 веках; ее истоки – легенда о трех живых и трех покойниках, восходящая к французской литературе 13 века. Отшельник указывает всадникам и их свите на мертвых. Их вид сводит на нет все суетные мысли и высокомерие. От этой сцены идет лестница вверх, где располагается обитель чистых духом отшельников. Справа от нее разворачивается сцена, в которой черти сбрасывают захваченные ими души в расщелины земли, из которых вздымаются языки пламени. Еще далее вправо ангелы ведут битву за людские души, а под ними расположилась группа изящно одетых кавалеров и дам, любующихся райским садом. Молодой человек играет на виоле, дама развлекается с собачкой, а над ними парят путти. Главный смысл фресок – напоминание о бренности жизни (memento mori – помни о смерти). Эта тема была характерна для живописи треченто, и проявилась уже в работах Джотто. Карло Лизинио в 1812 году выпустил серию больших эстампов с изображениями фресок Кампосанто, благодаря чему они стали самым известным произведением итальянского средневекового искусства, и получили отклик в европейской литературе и искусстве.



Умер Буонамико Буффальмакко в 1340 году в возрасте семидесяти восьми лет во флорентийской больнице Санта Мариа Нуова для бедных. Похоронен вместе с другими бедняками на кладбище Осса при больнице. Работы Буффальмакко ценились как при жизни, так и после смерти художника.

Буонамико Буффальмакко."Триумф смерти" и "Страшный суд". Пиза, Кампосанто. 1350-е – фрагменты

















Источник: smallbay.ru
Tags: живопись
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments