?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Дуэт балета и моды

Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.

И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?

Наверное, будет угадана связь
Меж сценой и Дантовым адом,
Иначе откуда бы площадь взялась
Со всей этой шушерой рядом?

1957 Тарковский Арсений






Искусство дает сотни идей и инспираций для fashion-индустрии, а вот сама мода, похоже, способна только брать и использовать. Правда, в дуэте моды и балета исторически сложилось взаимопонимание и взаимодействие.

Доказательство тому — балетки на изящных ножках модниц и наряды haute couture на балетной сцене.







Балет и мода сходятся в общей плоскости — мастерство хореографа, умения танцоров, оригинальность сюжета — меркнут, если наряды серы и бесцветны. Но каким волнующим зрелищем предстает балет, когда зритель видит гармонию танца и декора!



Русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев

Этот маленький секрет хорошо знал устроитель «Русских сезонов» в Париже, театральный деятель Сергей Дягилев. О спектаклях его труппы во Франции говорили: «Это чудо восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками, формами». Такие отзывы не случайны, ведь над балетами работали не только знаменитые хореографы, но и художники с мировой славой — Леон Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих.



Эскиз костюма маркиза Фьербуа к балету «Павильон Армиды». Бенуа Александр Николаевич



А.Бенуа, эскиз костюма Балерины.



Творчество Александра Бенуа.

Впервые в истории балета декорации и костюмы постановок обсуждались наравне с хореографией. Да что и говорить, сценические образы «Русских сезонов» породили в Европе, а позже и в Америке, новую массовую моду — увлечение Россией и Востоком.



Эскиз костюма для Вацлава Нижинского "Шехерезада" Лев Бакст



Эскиз к костюму из балета "Шехерезада" Лев Бакст

В Доме моды парижского кутюрье Поля Пуаре творится настоящий ажиотаж. Только вчера в Гранд-опера показывали «Шехеразаду», а сегодня утром клиентки Дома наперебой разъясняют мастеру свои пожелания. «Поль, будьте так любезны сделать мне тунику с таким ориентальным орнаментом, как в первом акте, и тюрбан, как в конце второго, но из серебристой ткани! И я вас очень прошу, как только можно скорее! Буду безмерно благодарна!» — кокетливо щебечет одна немолодая особа. Пуаре одобрительно кивает головой, благо, он тоже был на премьере и понимает, к чему клонит мадам. Эта волна желания подражать балеринам со сцены была только началом модного урагана, вызванного русским балетом. Параллельно с премьерами балетов «Половецкие пляски», «Петрушка», «Весна священная» на званых ужинах и вечеринках все чаще появлялись дамы в шикарных мехах «а-ля рюс», в платьях с золотой вышивкой и головных уборах с перьями. Впоследствии Поль Пуаре, вдохновленный экзотикой славянской и восточной культур, создал целую серию нарядов. И это тоже стало своего рода революционным шагом — в моде появилось понятие коллекции одежды, исполненной в одном стиле.



Модели Поль Пуаре



Маскарадные костюмы от Поля Пуаре

Благодаря актерам «Русских сезонов» изменилось и представление о том, как должна выглядеть балерина. Анна Павлова, звезда Большого театра, впервые исполнившая знаменитую миниатюру «Умирающий лебедь», была признана новым эталоном актрисы балета. Средний рост, худощавое телосложение, тонкие и длинные ноги. Сложно представить, но до Павловой все балерины были хорошо сложены и вполне упитаны. Безусловно, новая мода предполагала, что балерины будут выполнять те же сложнейшие па и пируэты, как и их нехуденькие предшественницы. Среди начинающих балерин из Англии стало модным брать русские имена и фамилии. Кстати, влияние Анны Павловой распространилось не только на балет. Впечатленные зрители присваивали имя балерины торговым маркам духов, одежды, шоколадных конфет. Австралийцы же назвали ее фамилией традиционный десерт — торт-безе со свежими фруктами Pavlova.

Возможно, в истории моды не было бы многих великолепных находок, не решись Сергей Дягилев в 1909 году направить все силы на покорение Парижа. Однако один из самых интересных для моды балетных элементов появился задолго до русской труппы. Это — многослойная юбка-пачка. Ее прообраз был представлен в 1830-х в парижской Гранд-опера по эскизам Эжена Лами.




Такой наряд балерины подчеркивал ее легкость и воздушность. Романтические балетные пачки стала использовать впервые балерина Мария Тальони.
Танцовщицы в белоснежных туниках из балета «Сильфида» буквально порхали на сцене. Французские модницы сразу же подметили эту деталь и с удовольствием позаимствовали у балерин воздушную шаль. Позже, когда для постановок стали выбирать фантастические сюжеты, прежняя туника стала набирать «пышность» для зрелищности и приобрела форму колокола. Здесь ее и заприметили модельеры.




На подиумы вышли модели в пачках всех цветов радуги, с оборванными краями, в сочетании с военными ботинками, бейсболками и футболками. Самый яркий образ последних лет — Сара-Джессика Паркер в заставке к сериалу «Секс в большом городе». Для прогулки по городу она надела платье, в котором соединены пачка и простая майка.




Интересно, что в XX столетии с развитием балета «модерн» пачка стала терять объем, а стараниями хореографа Джорджа Баланчина и вовсе превратилась в тоненькую юбочку. Как гласит легенда, это произошло не по «идеологическим» убеждениям нового направления в танце, а из-за бедности новатора. Баланчин не хотел работать в классическом балете, а новая публика пока не была готова его принять. Но финансовые трудности скоро закончились, и весь мир по обе стороны океана захватило увлечение современной хореографией, где основное внимание уделено телу и его красоте, а не костюмам и украшениям. Поэтому в балетах в стиле модерн до сих пор используют минимум одежды, что часто вызывает нарекания со стороны мэтров старой школы балета.



Уильям Педро в костюме от Версаче

Но говорить, что балет «модерн» совсем оторван от моды — тоже неправильно. Балерин реформатора классического танца Мориса Бежара одевал не кто иной, как Джанни Версаче. По мнению критиков моды, именно в работе над сценическими образами наиболее ярко раскрылся талант Версаче, характеризующийся смешением стилей, текстур и тканей.



Эскиз Версаче к балету Бежара

Всего стараниями Джанни были созданы костюмы к 14 спектаклям. В них он отразил свое видение моды 1980-х, когда хорошим тоном было рассматривать все под увеличительным стеклом: если бриллианты — то россыпь, если макияж — то кричащий, если прическа — то высокий начес. Джанни Версаче погиб, не успев закончить работу над костюмами для «Метаморфоз». Начатое дело продолжила его сестра Донателла. А в 2007 году Бежар создал настоящий микс из моды и балета в шоу «Спасибо, Джанни, с любовью», приурочив мероприятие к годовщине трагической смерти дизайнера.



Фото из балета «Балет за жизнь». Костюмы Джанни Версаче.

Если балетная пачка все же с трудом вписывается в гардероб современной женщины, то самое гуманное изобретение моды — балетки — с удовольствием надевают дамы всех возрастов.




Создала их мадам Репетто, мать знаменитого танцора Ролана Пети. Она решила, что чаду необходима удобная обувь для свободного от репетиций времени и сделала мягкие туфельки наподобие пуантов. Некоторое время балетки носили лишь примы из Гранд-опера. Но в 1956 году красную пару надела Бриджит Бардо, мир увидел фильм «И Бог создал женщину» и новый модный тренд — балетки.



Одри Хепберн в балетках Живанши

Еще большую популярность приобрели балетки после того, как их надела на свою миниатюрную ножку мисс Одри Хепберн. Аккуратные туфельки из черной кожи стали модной вещью на все времена, как, впрочем, и все то, что примеряла на себя эта актриса. Теперь балетки надевают с вечерними платьями, джинсами и, вообще, с любыми нарядами. Балетки — абсолютный must-have для любого гардероба.

Несмотря на все отличия и разногласия, балет и мода составляют творческий дуэт. Ведь их объединяет главное — стремление сделать жизнь красивее, ярче и интереснее.

Источник : journal-parter.blog.tut.by

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.