Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Коппо ди Марковальдо



Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo) (1225 - около 1275)

Сиенский художник периода итало-византийского искусства, один из основателей сиенской школы. Родился около 1225 года во Флоренции. Коппо ди Марковальдо является одной из центральных фигур в художественном процессе второй половины 13 века, который был очень важен для становления сиенской живописной школы. Судьба этого художника весьма интересна. Архивные документы сообщают, что в 1260 году он принял участие в битве при Монтаперти на стороне флорентийских сторонников папы — гвельфов. В той битве флорентийцы потерпели поражение от сиенских гибеллинов, и Коппо ди Марковальдо попал в сиенский плен. В плену он пробыл недолго. Коппо был способным художником, и свою свободу выкупил тем, что в 1261 году написал образ Мадонны для сиенской церкви Сервите (так называемая «Мадонна дель Бордоне»).


Коппо ди Марковальдо, Мадонна с младенцем, 1261 г., Сиена (Церковь Санта-Мария деи Серви)

Пока Коппо томился в плену, папа римский Александр IV в отместку за поражение отлучил Сиену от церкви. Главной покровительницей своего города сиенцы считали Мадонну, и в пику папству, ради утверждения идеи, что власть небесная выше власти папской, стали изображать Мадонну в виде царицы-владычицы Сиены.

Интересно, что Коппо ди Марковальдо стал первым художником, наделившим в своей «Мадонне дель Бордоне» сиенскую покровительницу царскими символами — орлами на мафории (платке). Так судьба совершила неожиданный поворот, превратив художника из противника Сиены в её сторонника, принявшего далеко не последнее участие в становлении сиенского культа Мадонны.


Коппо ди Марковальдо Распятие

После «Мадонны дель Бордоне» вторым документально подтвержденным произведением Коппо ди Марковальдо является расписной крест, который в 1274 году он создал вместе со своим сыном, Салерно ди Коппо, для собора в Пистойе. В этом произведении Коппо отталкиваясь от прототипа, созданного Джунта Пизано, развивает далее пластику тела, тонкость письма и драматизм события. У Джунта живописец Коппо ди Марковальдо заимствовал технику передачи светотени. Это оживило лики его мадонн, очеловечило их, особенно если сравнивать с работами Маргаритоне д'Ареццо, рассматривавшего лик богоматери исключительно как атрибут христианского символа.


«Архангел Михаил и сцены из его легенды» 1250-60гг. Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства.

Кроме перечисленных работ Коппо ди Марковальдо приписывают алтарный образ «Архангел Михаил и сцены из его легенды», который сегодня считается самым ранним его произведением (1250-1260, Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства), еще один расписной крест (после 1261, Сан Джиминьяно, Пинакотека), а также алтарный образ «Святой Франциск и сцены из его жизни», который ранее приписывался так называемому Мастеру Сан Франческо Барди (Флоренция, церковь Санта Кроче, капелла Барди).


Коппо ди Марковальдо. Ад. Мозаика в баптистерии. Флоренция.

К этой группе произведений традиционно добавляют известную мозаику из форентийского баптистерия с изображением ада. Предполагают, что это произведение было создано под впечатлением от описания чистилища в «Божественной комедии» Данте. Скончался Коппо ди Марковальдо предположительно в 1274 году в Сиене.


Мадонна с младенцем, 1265, Орвьето Церковь Сан Мартино деи Серви

В работе Коппо ди Марковальдо «Мадонна с младенцем» (около 1265, церковь Сан Мартино деи Серви в Орвьето), голову Мадонны украшает корона, а царские орлы, подчеркивающие статус Мадонны как владычицы, переместились на ткань, покрывающую спинку трона; Мадонна аристократична и царственна. Этот прием вслед за Коппо стали использовать другие художники, например, Гвидо да Сиена. В византийскую живопись, которая в то время была доминирующей в искусстве всей Тосканы, и Сиены в частности, Коппо внес чувство пластической выразительности. В то время как его современник Чимабуэ апеллировал к ранневизантийскому искусству, Коппо ди Марковальдо в свой зрелый период создавал вариации на темы поздневизантийской живописи. Его длительное присутствие в Сиене было фактором положительно повлиявшим на дальнейший расцвет сиенской школы живописи.


Коппо ди Марковальдо. «Mosaic on the vault»

По обе стороны от большого образа Христа во славе работы Коппо ди Марковальдо идет шесть рядов сюжетов из Жизни Иоанна Крестителя, Христа, Иосифа, из Книги Бытия, Небесной Теократии с Христом и серафимами и орнаментальные мотивы.



Источник: smallbay.ru
Tags: живопись
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments