?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Альтикьеро да Дзевио





Альтикьеро да Дзевио (Altichiero da Zevio) (1330-1390)

Итальянский художник периода итало-византийского искусства. Родился в небольшом местечке Дзевио, близ Вероны. О жизни художника имеются крайне скудные сведения. Считается основателем веронской живописной школы. Около 1316 года работал при дворе Кангранде. В 1360-х годах Альтикьеро участвовал в украшении знаменитого дворца Скалигеров.


Казнь святого Георгия, 1380 Капелла Сан Джорджо, Падуя

Известно, что Альтикьеро да Дзевио вместе с Джакопо д’Аванцо в 1376 году расписал величественными и строгими фресками капеллу Сан-Феличе в большом соборе Сан-Антонио, в конце 1370-х и начале 1380-х годов — капеллу святого Георга на площади перед церковью в Падуе, работал в Вероне (росписи в церкви Святой Анастасии).

Но относительно участия каждого из этих двух великих художников в росписи соборов между историками и исследователями итальянской доренессансной живописи существуют разногласия. Полагают, что семь картин из истории святого Иакова принадлежат Дзевио, который, вероятно, был старше Джакопо д’Аванцо и по стилю являлся последователем школы, основанной Джотто (1267–1337), с именем которого связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс).


Смерть святой Лючии, 1380-1382 Капелла Сан Джорджо, Падуя

Наиболее значительным творением Альтикьеро да Дзевио и Джакопо д’Аванцо может считаться роспись Капеллы Сан Джордже в Падуе (около 1377—1379). Большая часть фресок данного цикла, посвященная легендам из жизни святой Лючии, выполнена Аванцо. Роспись эта — самое яркое выражение повествовательной линии в итальянской живописи второй половины 13 в. Более широкий, чем прежде, охват действительности, мастерское для того времени решение архитектурных фонов — городских улиц и интерьеров, живая передача человеческих фигур и толпы в «Казни святой Лючии», яркие портретные изображения в сцене «Погребение святой Лючии» показывают, что религиозная тема раскрывается художниками в плане правдивого изображения жизненных событий. Развитие принципов искусства Джотто было большой заслугой этих мастеров, донесших их почти до 15 столетия, когда реалистическая традиция пережила свой мощный взлет в искусстве Мазаччо.


Распятие, 1379, деталь


Альтикьеро да Дзевио, портрет Петрарки


1380-е г. Фреска. Ораторио ди Сан Джорджо, Падуя.

Задрапированные тяжелыми складками пластичные фигуры Альтикьеро - наследие Джотто, но если Джотто писал типы, то здесь все действующие лица индивидуальны. В этом сказывается влияние Томмазо да Модена, но его реализм Альтикьеро развил дальше, доведя изображение личности до портретного сходства. Убедительнее всего это проявляется во фресковом цикле в Ораторио ди Сан Джорджо (капелле Св. Георгия).

Альтикьеро ведет свое повествование, разворачивающееся действие в пределах определенного пространства и времени. Однако у него нет драматической напряженности или трагедийности: обо всем говорится с отрешенностью и объективностью историка, видящего и отмечающего все подробности, но понимающего и принимающего все как должное. Он доходит до того, что с любопытством вглядывается в лица своих персонажей, замечает, что свет, идущий откуда-то сзади, освещает зубчатые стены, скользит по наклонным плоскостям горных склонов, по-разному отражается от платьев в зависимости от их цвета. От нравственного историзма Джотто берет начало натурализм художника, выступающего как бы очевидцем случившегося, но не копирующего увиденный им факт, а претворяющего в своем произведении учение о единстве и множественности, о многообразии и сложности проявления сущности мира. Художник как бы стремится не нарушить, а, наоборот, показать единство и преемственность в развитии действительности. Именно это открытие индивидуального своеобразия факта в рамках твердо установленных догматических принципов делает Альтикьеро крупнейшим истолкователем наследия Джотто в Северной Италии, провозвестником венецианской художественной культуры, гением, интуитивно чувствующим глубокую связь между природой и историей. Альтикьеро, несомненно, крупнейший художник треченто, творивший непосредственно после великих мастеров первой половины века.













Источник: smallbay.ru

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.