?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

О Сомове и не только




Константин Сомов

Елизавета Мартынова - художница и соученице Константина Сомова. Она поступила в Императорскую Академию Художеств в 1890 году и стала одной из первых и немногих женщин, обучавшихся наравне с художниками мужчинами. Выпустилась она со свидетельством на право преподавания.

Когда в богемных салонах Петербурга начала XX века заходила речь о Елизавете Мартыновой, их завсегдатаи понимающе кивали: “Это та самая художница с портрета Константина Сомова”. Как оказалось, лишь благодаря ему имя “Дамы в голубом” осталось в истории живописи: работы Елизаветы Михайловны не сохранились. А для Константина Сомова картина стала одной из немногих романтических, ведь впоследствии о нем говорили как о первом русском художнике, который ввел “шокирующе-откровенную эротику” в отечественное искусство.

Елизавета Михайловна Мартынова, одно из немногих «женских» увлечений Константина Андреевича. Может быть, единственное. 22 года Сомов прожил с Мефодием Лукьяновым – Мифом, Мифеттой, как его называли близкие художника. Это был долгий и образцовый «брак», вплоть до смерти Мифа от чахотки в 1931 году в парижской эмиграции.

Мартынова же была ученицей Сомова, его подругой. По воспоминаниям современников - талантливая, жизнерадостная, свято верящая в свое призвание и беззаветно преданная искусству. Мартынова всегда была в центре внимания академической молодежи. Она любила искусство, верила в свое высокое призвание и мечтала об известности и славе.

Елизавета Мартынова прожила около 36 лет. Но, по всей видимости, самореализоваться как художница она не смогла, так как ее работ мы не знаем. Возможно, она очень поздно начала свои поиски, и болезнь не дала ей их закончить… Возможно, возможностей было меньше, чем желания… Но яркий след в искусстве Елизавета Мартынова оставила. Почти все знают «Даму в голубом».



Сомов Константин Андреевич. Дама в голубом (Портрет Е. М. Мартыновой). 1897-1900.

Мартынову любили рисовать. Кажется, чуть ли не первым ее портрет создал Иосиф Браз в 1896 году.



Браз Осип Эммануилович. - «Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой» 1896 Государственная Третьяковская галерея

Портрет почти сразу же приобрел Третьяков и поместил в галерее в «репинский» зал. Но, по словам Чехова, такое соседство ему сиять не мешало.

В 1897 году Филипп Маялвин написал с Мартыновой картину «Больная». К тому времени Мартынова уже тяжело болела туберкулезом, даже отец-медик не мог помочь ей.
Малявин изобразил утомленную долгой болезнью девушку, которая полулежит на подушках и печально смотрит перед собой в сторону от зрителя. Художник особенно подчеркнул исхудалое лицо своей модели, ее хрупкость и беспомощность рук.



Малявин Филипп Андреевич - Елизавета Мартынова. 1897

Начав писать «Даму в голубом», Сомов вынужден был прервать работу на три года, пока Лиза лечилась за границей.
Только в 1900-м картина, наконец, была представлена на выставке «Мира искусства». Друзей Мартыновой Лизин портрет потряс.

Третьяковская галерея тут же захотела приобрести «Даму» для своей коллекции, но этому неожиданно воспротивилась сама героиня картины, написав Сомову письмо.
Отрывок из письма Е.М. Мартыновой (1868-1904) Сомову, написанного при известии о том, что он хочет продать портрет.
"Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет". Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."



Константин Сомов

Через 3 года картина всё же была продана ГТГ. Сомову, очевидно, нужны были деньги. А Елизавета Михайловна Мартынова умерла в 1904

«Даму в голубом» критики единодушно назвали символом эпохи Серебряного века и лучшим творением Сомова.
Есть в искусстве эпохи мужские и женские. Когда царит мужское начало, или женское. Серебряный век – это мечта о вечной женственности, это поиск прекрасной дамы. Она может выступать в роли немножко демонической, роковой.
Луначарский объяснял:
"Что такое декаданс? Это минус ценности. Настоящая ценность людей - это здоровье, бодрость и так далее. А минус ценность – это бледность, это болезненность и так далее".



Портрет М.Г.Лукьянова. 1918 Сомов Константин Андреевич

"Каждая минута моей жизни теперь мука. Мысль о Мефодии и о предстоящей разлуке меня не покидает. Я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его больше. За эти тревожные дни я так много передумал, что я часто был очень гадким, жестоким. Что меня никто так не любил, как он. Лежа на тюфяке, на полу у его постели, я пытался мысленно молиться - это я! Боже, если ты существуешь и печешься о людях, докажи, спаси мне Мефодия и я поверю в тебя! Но ... это слабость моя! Разум, логика - все против существования бога милостивого и умолимого...".

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Рада, что тебе понравилось. А что с туберкулезом, вроде лечат, только некоторые формы не могут, так казалось. Скорее даже эпидемий нет.

  • 1