?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Плакат серебряного века



Плакат, афиша предваряют событие, с этого ракурса особым образом предстает как художественная, так и социальная жизнь эпохи.


В.Денисов. Плакат «Выставка картин В.И.Денисова и Розы Рюсс». 1912. Литография

В 1897 году в Санкт-Петербурге прошла первая в России Международная выставка художественных афиш.
Значение выставки в Петербурге трудно переоценить. С ее названием связано закрепление новой категории в русской терминологии, описывающей печатную графику, — «художественная афиша».


Е.Лансере. Рекламный плакат подписки на газету «Утро России». 1910-е годы. Типо-литография И.М.Машистова. Хромолитография

Европейский термин «плакат», по одной из версий, восходит к нидерландскому «anplakken», что значит «приклеивать», «прибивать»: изначально была распространена предметная реклама, ремесленники вывешивали на дверях мастерских «живые предметы» своего производства. Непосредственным предшественником плаката можно считать рекламную вывеску. Однако сам термин «плакат» как таковой не существовал в XIX веке в России. Общеупотребительное слово «афиша» обозначало почти все, что могло быть напечатано на бумаге — объявления, проспекты и даже удостоверяющие личность документы. Термин «плакат» только в 1910-х годах стал входить в активное употребление.


Неизвестный художник. Оповещающий плакат климатической станции в Гаграх. 1904. СПб., Товарищество Р.Голике и А.Вильборга. Хромолитография

Масштабная петербургская выставка, включавшая в себя около 700 экспонатов, представляла авторов из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Англии, США, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и Норвегии. Присутствовали и имена первой величины — «отцы-основатели» нового плакатного искусства — Ж.Шере , А.Тулуз-Лотрек , А.Муха , а также Т.Стейнлен, П.Шаванн, О.Редон и Ф.Валлотон.
Русский отдел был невелик (всего 28 произведений); случайность и невыразительность экспонатов достаточно точно обрисовывали ситуацию в области художественной рекламы в стране. Афишу и обложку каталога к этой петербургской выставке делали И.Ф.Порфиров, один из первых обратившийся к театральному плакату, и С.С.Соломко.
Реакция прессы и критики на выставку была достаточно единодушна. Все признавали необходимость развития плакатного дела в России — определения профессиональных критериев мастерства, формирования пластических приемов, характерных для искусства, существующего в конкретной городской среде и обращенного к массовому зрителю.


Я.Пономаренко. Плакат «Художественно-промышленная выставка». Одесса. 1910. Типолитография Товарищества И.Д.Сытина. Хромолитография с золотом.
Афиша архитектора Я.М.Пономаренко.

Объяснение небольшого интереса русских художников к плакату стоит искать, по всей видимости, в неразвитости рекламного дела в России. Аукционы художественно выполненных реклам, проходившие в Париже, появившиеся в Америке клубы заведующих рекламой, закон против недобросовестных рекламодателей, введенный в Германии, — все эти явления не существовали в Российской империи. Кроме того, отсутствовала традиция и культура восприятия рекламы.
Только с 1910-х годов стали выпускаться статьи на эту тему в журнале «Торговое дело».


Л. Денисов. Плакат «Выставка афиш в Строгановском училище». 1897. Товарищество скоропечатни А.А.Левенсона. Хромолитография

«Мы, российские обыватели, едва ли имеем понятие о союзе рекламы с изящным искусством, который на Западе уже давно подчинил себе мир промышленности и торговли. Наша реклама все еще суха, бледна, аляповата в своем юморе, груба в своем эффекте».
Это высказывание было опубликовано в вышеупомянутом журнале в связи с международной выставкой художественной рекламы в Вене 1912 года, где из 375 большеформатных плакатов и огромного количества маленьких Российскую империю представлял всего один — лист художника В.И.Россинского к сборнику драм Л.Андреева. Однако стоит отметить, что издательский плакат имел в России самую долгую историю.


Неизвестный художник. Плакат Рождественской ярмарки. 1910-е годы. Литография братьев Менерт. Хромолитография

Русский плакат как художественное явление связан с народной картинкой. Лубок, по причине неграмотности большей части населения огромной империи, на протяжении долгого времени, вплоть до конца XIX века, был наиболее распространенной формой рекламы и агитации. Отечественный плакат перенял у лубка многие изобразительные приемы, связанные в основном с его «повествовательностью». Кроме того, сильное влияние на становление языка российского плаката оказали и станковая картина и книжная графика, в самом рафинированном своем варианте.


Е.Лансере. Афиша выставки «Ломоносов и Елизаветинское время». 1912. Литография

Жизнь плаката в городе первоначально была связана с заборами, стенами домов, витринами магазинов. Затем появились круглые афишные тумбы, которые ставились на бульварах. Они, как правило, принадлежали издательствам в Москве, например Скоропечатне А.А.Левенсона и товариществу И.Д.Сытина. Понятно, что у плаката практически не было шансов сохраниться.


И.Горюшкин-Сорокопудов. Рекламный плакат подписки на журнал «Нива» на 1909 год. 1908. Артистическое заведение Товарищества А.Ф.Маркс. Фототипия, хромолитография

Непосредственно откликаясь на события современности, плакат оказался «утрирующим зеркалом» стилевых тенденций искусства начала XX века. Реализм, эклектика, «русский стиль», неоклассицизм, символизм, авангард — представлены все течения, причем, как в узнаваемом авторском воплощении знаменитых мастеров, так и в произведениях оставшихся неизвестными представителей плакатного цеха. Наиболее созвучным по своим целям и возможностям плакат оказался стилю модерн с его стремлением к синтезу искусств и повышенной декоративности линии.


Г.Пашков. Плакат благотворительного вербного базара. 1911. Товарищество скоропечатни А.А.Левенсона. Хромолитография

Среди наиболее известных художников можно назвать А.М. и В.М. Васнецовых, Д.Н.Кардовского, К.А.Коровина, художников-мирискусников К.А.Сомова, Е.Е.Лансере, Л.С.Бакста, голуборозовцев П.В.Кузнецова, Н.В.Ремизова, В.И.Денисова, Н.П.Феофилактова, Г.Б.Якулова, С.Ю.Судейкина, а также М.Ф.Ларионова. Особый раздел составляют афиши архитекторов — Я.Я.Бельзена, Л.Н.Кекушева, И.И.Рерберга и Я.М.Пономаренко.


В.Маят. Плакат «Выставка древнерусского искусства». 1913. Товарищество скоропечатни А.А.Левенсона. Хромолитография

Можно сказать, что плакат, «выступая от лица изобразительного искусства», позволяет посмотреть на художественный предмет как на высказывание художника более отстраненно и, возможно, более иронично. В этом он сродни современным комиксам в большей степени, нежели современной «глянцевой» рекламе. Здесь «включается» его «документальная» природа, громко и во всеуслышание «говорящая» о драматической истории человеческого общества. Он выступает не только как объект искусства, но и как живое, насыщенное очень конкретной информацией и эмоциями свидетельство каждодневного бытия человека в быстро меняющемся мире.


К.Клевер. Плакат «На помощь беженцам и детям — жертвам войны». 1915. Типолитография Товарищества Кушнерева и К°. Литография


Неизвестный художник. Рекламный плакат подписки на журнал «Нива» на 1917 год. 1916. Литография Нива–Маркс. Хромолитография


Неизвестный художник. Рекламный плакат фильма В.Туржанского «Обманутая Ева». 1918. М.: Типолитография «Оборот». Хромолитография


С.Судейкин. Афиша карнавала Русского охотничьего клуба. 1914. Типография Императорских московских театров. Поставщик двора Его Величества Товарищество скоропечатни А.А.Левенсона. Литография


Е.Зайднер. Плакат «Художницы жертвам войны». 1914. Типолитография Русского товарищества печати и издательского дела. Литография


В.Васнецов. Плакат «Помощь семьям Богатырей. Выставка картин русских художников старой и новой школ». 1915. Типолитография Торгового дома Генегар и К°. Литография


А.Кравченко. Плакат «Заем свободы». 1917. Товарищество скоропечатни А.А.Левенсона. Хромолитография


А.Филиппов. Эскиз плаката «Заем Свободы». 1917. Темпера


Д.Кардовский. Плакат «Страхование жизни». 1917. Товарищество Р.Голике и А.Вильборга. Хромолитография


М.Ларионов. Афиши выставки М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой «L’Art decoratif Theatral moderne» в галерее Sauvage. 1918. Париж, Типография J.K.Watelet. Литография, гуашь


Г.Якулов. Афиша кафе «Pittoresque». 1917–1918. Товарищество скоропечатни А.А.Левенсона. Литография


С.Судейкин. «Лестница на небо». Плакат-ширма для оформления поэтического вечера Василия Каменского 14 мая 1919 года. Театр «Артистического общества». Тифлис. 1919. Акварель


С.Фотинский. Афиша «Bal olympigue». 1924. Париж, Типография Kaplan. Литография, коллаж, тушь, кисть

Источник: nasledie-rus.ru

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.