Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Фотографии княгини Анны Марии Боргезе



В изящном фоторассказе княгини Анны Марии де Феррари, супруги Шипионе Боргезе, автобиографическое описание
чувствительной и изысканной римской аристократки переплетается с историей того времени.


АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Нора Бальцани. Остров Гарда. 1907

Анна Мария, дочь генуэзского герцога Гаэтано де Феррари и эрцегрецогини Марии Анненковой, а также приемная дочь
российского императора, родилась в замке Монталлегро 23 марта 1874 г. В 1895 г. она выходит замуж за князя Шипионе
Боргезе (Мильярино, 1871 — Флоренция, 1927), знаменитого путешественника, исследователя и альпиниста, который также
был дипломатом, а с 1904 по 1908 гг. — депутатом итальянского парламента. В светской и литературной хронике он
фигурировал прежде всего как человек, который в 1907 г. возглавил и привел к победе итальянский экипаж автомобиля
Italo в легендарном авторалли Пекин-Париж .


АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Булонский лес. Париж. 1900–1902

Княгиня увлеклась фотографией, которая по тем временам была технической новинкой. Возможно, ее вдохновил на это пример
ряда выдающихся фотолюбителей, таких как братья Луиджи и Джузеппе Примоли. Анна Мария наверняка встречалась и
общалась с ними, в том числе в Париже, где она провела первые годы своей супружеской жизни. Кроме того, свою роль
сыграло и знакомство с другими фотографами, принадлежавшими к римской аристократии и крупной буржуазии: среди них,
вероятно, был и князь Джованни Боргезе , ставший членом римской Ассоциации любителей фотографии (первой в Италии)
со дня её основания в 1888 г.


АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Остров озера Гарда. 1906

В 1888 г. компания George Eastman Company (Рочестер) выпустила в продажу фотоаппарат ящичной конструкции,
предназначенный для любителей и получивший широкое распространение благодаря доступности и удачному рекламному
слогану «you press the button, we do the rest» [«вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное»]. Благодаря этим
устройствам занятия фотографией на любительском уровне вышли на новый уровень популярности. Среди поклонников
фотографии оказалась и Анна Мария, которая посвящала себя новому увлечению с систематическим постоянством, почти
непрерывно, с 1898 г. и до самой кончины, преждевременной и внезапной, в 1924 г., на острове Гарда.



АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Август 1898. Путешествие в Турцию. 1898

Как и во многих других случаях, интерес к фотографии основывался на стремлении зафиксировать мир в образах и
сохранить память об ускользающих мгновениях, которые иначе бы безвозвратно стерлись из воспоминаний. Очень скоро
этот интерес перерос в настоящую страсть, которая, однако, сдерживалась традиционным воспитанием и переживалась
княгиней с той скромностью и застенчивостью, которые отличали многие благородные и достойные женские начинания
в обществе того времени.


АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Мраморное Море. Путешествие в Турцию. 1898

В отличие от братьев Примолии других своих знаменитых современников, (например, Франческо Киджи или Жака-Анри
Лартига), которые нередко фотографировали на светских мероприятиях, экcпонировали свои работы публично и о
которых уже в то время писала пресса, княгиня вверила свой «частный взгляд» на мир только своим фотоальбомам,
которые с самого начала хранились в семье, среди других семейных реликвий, и которые наследники ревностно берегут
по сей день в резиденции в Пантано, старинном имении рода Боргезе под Римом.
В общей сложности это более 8000 фотографий, которые княгиня аккуратно распределила по альбомам (их около 80),
расположила в хронологическом порядке, подписала и датировала. Практически все эти фотографии сделаны ей самой,
за исключением нескольких, относящихся к автомобильному путешествию 1907 г. и, вероятно, сделанных Шипионе .


АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Мост в Ямаде. Ямада. 1907

Анна Мария была человеком застенчивым и чуждым каких-либо претензий на личную самореализацию или статус художника.
Тем не менее, творческий подход и совершенно особая манера выразительности проявляются в каждом из этих
многочисленных изображений: в них неожиданно обнаруживается спонтанное влияние пикториалистских и символистских
тенденций, характерных для фотографии всего мира на рубеже XIX и XX вв. Эти тенденции закрепились и представляли
собой — в особенности в Италии — основной ориентир для любительской и профессиональной фотографии на протяжении
всей первой половины века, вплоть до завершения Второй мировой войны.
И результаты, которых ей удалось добиться, очень близки к различным авангардным течениям, предвосхищая
фотоэксперименты 1910-1920-х годов и опережая типичные приёмы и композиционные решения многих фотографов XX в.


Анна Мария Боргезе. Авеццано. 1915.

В фотографиях Анны Марии Боргезе нашло свое отражение калейдоскопическое разнообразие объектов ее визуального
интереса. Она путешествовала по России, Турции, Палестине, Сирии, Персии, Узбекистану, Афганистану, Египту,
Китаю, Японии и Тунису , Среди ее фотографий можно найти портреты членов семьи и друзей, интерьеры и экстерьеры
домов, где она жила, пейзажи знакомых ей мест (Булонский лес, остров Гарда, Мильярино, Пантано Боргезе), виды
старинных городов Италии, сценки на борту корабля, заснятые в ходе протяженных морских путешествий, кадры из
жизни города, сделанные в том числе и прямо из толпы, на рынках или железнодорожных вокзалах, натюрморты,
составленные из предметов собственного быта, портреты собак и других домашних животных, сцены крестьянской жизни
в семейных поместьях в Венгрии и на окружающих Рим равнинах, сцены охоты и спортивных развлечений или других
важных событий, в частности — полет на аэроплане братьев Райт... Весь этот сюжетный материал прекрасно подходил
для экспериментов с той иконографией мгновения, которая впоследствии заняла важнейшее место в любительской
фотографии двадцатого века.


Анна Мария Боргезе. Джованнино. Полевой госпиталь. 1915-1916.

Особый корпус фотографий Анны Марии Боргезе связан с периодом Первой мировой войны. Она работала в Красном Кресте
и мужественно запечатлевала происходящее в окопах, все ужасы, всю жестокость и разрушения войны и стала одной
из первых женщин-фотографов, которые работали практически на передовой.

Источник: mamm-mdf.ru
Tags: люди годы судьбы, фото искусство
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments