В изящном фоторассказе княгини Анны Марии де Феррари, супруги Шипионе Боргезе, автобиографическое описание
чувствительной и изысканной римской аристократки переплетается с историей того времени.
АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Нора Бальцани. Остров Гарда. 1907
Анна Мария, дочь генуэзского герцога Гаэтано де Феррари и эрцегрецогини Марии Анненковой, а также приемная дочь
российского императора, родилась в замке Монталлегро 23 марта 1874 г. В 1895 г. она выходит замуж за князя Шипионе
Боргезе (Мильярино, 1871 — Флоренция, 1927), знаменитого путешественника, исследователя и альпиниста, который также
был дипломатом, а с 1904 по 1908 гг. — депутатом итальянского парламента. В светской и литературной хронике он
фигурировал прежде всего как человек, который в 1907 г. возглавил и привел к победе итальянский экипаж автомобиля
Italo в легендарном авторалли Пекин-Париж .
АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Булонский лес. Париж. 1900–1902
Княгиня увлеклась фотографией, которая по тем временам была технической новинкой. Возможно, ее вдохновил на это пример
ряда выдающихся фотолюбителей, таких как братья Луиджи и Джузеппе Примоли. Анна Мария наверняка встречалась и
общалась с ними, в том числе в Париже, где она провела первые годы своей супружеской жизни. Кроме того, свою роль
сыграло и знакомство с другими фотографами, принадлежавшими к римской аристократии и крупной буржуазии: среди них,
вероятно, был и князь Джованни Боргезе , ставший членом римской Ассоциации любителей фотографии (первой в Италии)
со дня её основания в 1888 г.
АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Остров озера Гарда. 1906
В 1888 г. компания George Eastman Company (Рочестер) выпустила в продажу фотоаппарат ящичной конструкции,
предназначенный для любителей и получивший широкое распространение благодаря доступности и удачному рекламному
слогану «you press the button, we do the rest» [«вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное»]. Благодаря этим
устройствам занятия фотографией на любительском уровне вышли на новый уровень популярности. Среди поклонников
фотографии оказалась и Анна Мария, которая посвящала себя новому увлечению с систематическим постоянством, почти
непрерывно, с 1898 г. и до самой кончины, преждевременной и внезапной, в 1924 г., на острове Гарда.
АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Август 1898. Путешествие в Турцию. 1898
Как и во многих других случаях, интерес к фотографии основывался на стремлении зафиксировать мир в образах и
сохранить память об ускользающих мгновениях, которые иначе бы безвозвратно стерлись из воспоминаний. Очень скоро
этот интерес перерос в настоящую страсть, которая, однако, сдерживалась традиционным воспитанием и переживалась
княгиней с той скромностью и застенчивостью, которые отличали многие благородные и достойные женские начинания
в обществе того времени.
АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Мраморное Море. Путешествие в Турцию. 1898
В отличие от братьев Примолии других своих знаменитых современников, (например, Франческо Киджи или Жака-Анри
Лартига), которые нередко фотографировали на светских мероприятиях, экcпонировали свои работы публично и о
которых уже в то время писала пресса, княгиня вверила свой «частный взгляд» на мир только своим фотоальбомам,
которые с самого начала хранились в семье, среди других семейных реликвий, и которые наследники ревностно берегут
по сей день в резиденции в Пантано, старинном имении рода Боргезе под Римом.
В общей сложности это более 8000 фотографий, которые княгиня аккуратно распределила по альбомам (их около 80),
расположила в хронологическом порядке, подписала и датировала. Практически все эти фотографии сделаны ей самой,
за исключением нескольких, относящихся к автомобильному путешествию 1907 г. и, вероятно, сделанных Шипионе .
АННА МАРИЯ БОРГЕЗЕ Мост в Ямаде. Ямада. 1907
Анна Мария была человеком застенчивым и чуждым каких-либо претензий на личную самореализацию или статус художника.
Тем не менее, творческий подход и совершенно особая манера выразительности проявляются в каждом из этих
многочисленных изображений: в них неожиданно обнаруживается спонтанное влияние пикториалистских и символистских
тенденций, характерных для фотографии всего мира на рубеже XIX и XX вв. Эти тенденции закрепились и представляли
собой — в особенности в Италии — основной ориентир для любительской и профессиональной фотографии на протяжении
всей первой половины века, вплоть до завершения Второй мировой войны.
И результаты, которых ей удалось добиться, очень близки к различным авангардным течениям, предвосхищая
фотоэксперименты 1910-1920-х годов и опережая типичные приёмы и композиционные решения многих фотографов XX в.
Анна Мария Боргезе. Авеццано. 1915.
В фотографиях Анны Марии Боргезе нашло свое отражение калейдоскопическое разнообразие объектов ее визуального
интереса. Она путешествовала по России, Турции, Палестине, Сирии, Персии, Узбекистану, Афганистану, Египту,
Китаю, Японии и Тунису , Среди ее фотографий можно найти портреты членов семьи и друзей, интерьеры и экстерьеры
домов, где она жила, пейзажи знакомых ей мест (Булонский лес, остров Гарда, Мильярино, Пантано Боргезе), виды
старинных городов Италии, сценки на борту корабля, заснятые в ходе протяженных морских путешествий, кадры из
жизни города, сделанные в том числе и прямо из толпы, на рынках или железнодорожных вокзалах, натюрморты,
составленные из предметов собственного быта, портреты собак и других домашних животных, сцены крестьянской жизни
в семейных поместьях в Венгрии и на окружающих Рим равнинах, сцены охоты и спортивных развлечений или других
важных событий, в частности — полет на аэроплане братьев Райт... Весь этот сюжетный материал прекрасно подходил
для экспериментов с той иконографией мгновения, которая впоследствии заняла важнейшее место в любительской
фотографии двадцатого века.
Анна Мария Боргезе. Джованнино. Полевой госпиталь. 1915-1916.
Особый корпус фотографий Анны Марии Боргезе связан с периодом Первой мировой войны. Она работала в Красном Кресте
и мужественно запечатлевала происходящее в окопах, все ужасы, всю жестокость и разрушения войны и стала одной
из первых женщин-фотографов, которые работали практически на передовой.
Источник: mamm-mdf.ru
Journal information