?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Руссо Теодор




Руссо Теодор (Rousseau Theodore) (1812—1867)



Теодор Руссо — один из наиболее видных представителей так называемой барбизонской школы во французской живописи.
Барбизонцами называли группу художников, преимущественно пейзажистов, работавших в окрестностях деревни
Барбизон неподалеку от Парижа.


Бюст Руссо в Париже

Скромная деревушка и виды ее окрестностей стали постоянной темой творчества живописцев, стремившихся внести в
искусство простые и безыскусные мотивы. Однако география пейзажа барбизонцев не ограничивалась прилегающими
холмами и лесами. В частности. Теодор Руссо объехал большую часть Франции, побывал в далеких и диких ее уголках,
ставя своей целью создание национального пейзажа.


Вид в окрестностях Гранвиля. 1833

Когда Руссо начинал заниматься живописью, наиболее значительным считался исторический жанр, пейзажу отводилось
второстепенное место. Благдаря творчеству Теодора Руссо, Камиля Коро и художников барбизонской школы были
сделаны не только большие шаги, приближающие к реалистической передаче натуры, но и изменено положение пейзажа
в системе жанров , а следовательно, понимание того, что является интересным и ценным для живописи.

«Дерево, которое шумит, и вереск, который растет, — писал Руссо, — для меня великая история, которая не меняется;
если я буду говорить их языком, я буду говорить на языке всех времен».


Пейзаж с пахарем. 1850

В противопоставлении вечной и неизменной жизни природы — меняющейся человеческой истории, в общей консер­вативной
социальной позиции Руссо как художника и как человека нельзя не видеть реакции на бурную политическую жизнь
Франции конца XVIII — первой трети XIX века. Если для одних художников участие в политике, отражение актуальных
проблем действительности и социальных контрастов становилось стержнем их деятельности, то для других идеализация
сельской жизни и тишины была следствием разочарования в плодах, которые принесли буржуазные революции. В мечтах
Руссо о лучшем будущем сквозят утопизм и негативное отношение к тому, что несет с собой прогресс: «Если бы я был
королем, я творил бы жизнь, я внес бы поэзию в жизнь нации, я поднял бы низшие классы, отупевшие и изуродованные
нищетой, и, восстановив красоту человека, я вернул бы ему естественное его окружение — пейзаж и небо».


Закат близ Арбонна

Теодор Руссо — горожанин, уроженец Парижа, его отец был портным. Дикая, естественная природа, которую он впервые
увидел в гористой местности Франш-Конте, породила в нем желание стать художником. Впрочем, у него был пример и
в семье — среди родных матери были живописцы и скульпто­ры. Вернувшись в Париж, Руссо пишет этюды в окрестностях
города, копирует Клода Лоррена в Лувре. У него были учителя, но не настолько значительные, чтобы оказать влияние
на сложение его творчества. Руссо много путешествует, изучая природу своей страны. По воспоминаниям друзей, он
был неутомимым ходоком, довольствовался самой скудной пищей, проходил в одиночестве многие километры.
Одной из ранних известных работ художника является написанная в начале 1830-х годов небольшая картина, хранящаяся
в ленинградском Эрмитаже, — «Рынок в Нормандии».


Ненастье над равниной Монмартра

Здесь изображена улочка небольшого городка, оживленная рыночной торговлей. Художника интересуют все подробности
городской жизни — в распахнутом окне на втором этаже дома он замечает женщину, он вглядывается в темноту в глубине
распахнутой двери, в толпу покупателей и торговцев, изображенную на заднем плане. В дальнейшем Руссо отходит от
такого типа «населенного» пейзажа, его привлекают не ви­ды домов и улиц, а только природа, присутствие человека в
которой эпизодично и незначительно.
Характерные черты того типа пейзажа, который стал развиваться в творчестве Руссо, представлены в картине «Вид в
окрестностях Гранвиля» (1833, Государственный Эрмитаж, Ленинград). Изображенный здесь ландшафт Нормандии, который
художник основательно изучил за время своих поездок по этому краю, не поражает зрителя чем-то необычным. Скорее
будничность, непритязательность мотива привлекла в нем художника. Руссо изображает серый пасмурный день, невзрачные
крестьянские постройки, дорожку, идущую вдоль склона холма. Тем не менее именно в этой повседневной жизни природы,
растворяющей в себе и следы деятельности человека, Руссо усматривает значительность и величие. Он не стремится
поразить зрителя ярким декоративным эффектом, а постепенно вводит его в картину, заставляя присматриваться к
отдельным деталям и постепенно погружаться в неторопливое созерцание представленного вида.


Маленький рыбак

Желание показать мощь и красоту природы побуждает Теодора Руссо искать мотивы, которые сами по себе обладали бы
этими качествами. Поэтому он работает в отрогах гор Юры, пишет грозу, сверкание ледников, причудливо изогнутые
деревья в горах. Критик Торе говорил, что Руссо «разделяет все страсти природы... трепещет с бурей, сияет вместе
с солнцем».

Но особенно Руссо любил писать дубы. Иногда он писал лес, естественные своды аллеи и чащи, но очень часто художник
как бы портретировал группы деревьев. Он тщательно и добросовестно копировал с натуры буквально каждую веточку,
каждое пятнышко ковы дерева а вместе с тем создавал эпически цельный образ богатырски мощного дерева. Люди,
животные по контрасту с толстыми стволами а раскидистыми кронами дубов выглядят маленькими, их жизнь непродолжительна
по сравнению с веком нестареющих великанов.


Дубы в Апремоне

Подыскивая подходящая мотив для картины, Руссо часто подолгу бродил по лесу, не делая никаких зарисовок. Найдя
подходящий мотив, он делал рисунок с натуры и по нему писал картину.
Художник был очень требователен к себе. Сначала он делал рисунок на холсте углем или бистром (особой жидкой краской,
приготовлявшейся из сажи), затем прописывал картину монохромно, уделяя основное внимание распределению света и тени,
и затем, наконец, вводил цвет, причем иногда несколь­ко раз менял колорит, работая над одной и той же картиной.


Сумерки в лесу. Национальная картинная галерея Армении

Это обусловило плохую сохранность многих пейзажей Руссо, которые сильно потемнели от времени. Художник изображал
не только сами деревья, но и атмосферу, которая их окружает, стремясь объединить в своей живописи предмет и
пространство. Огромным завоеванием Руссо является его вклад в развитие реалистического изображения природы.
Стремление его к максимальной правдивости, к служению натуре своим искусством связано с тем, что Руссо видел
в природе этическую красоту и утверждал ценность ее изображения для искусства.


Вид на Барбизон. Ок. 1850. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Пейзаж Руссо и барбизонцев перекликается с творчеством голландских художников XVII века; любимым художником Руссо
был Ян ван Гойен. Интересно и то, что Руссо был одним из первых во Франции поклонников японского искусства. Искусство
Руссо, казалось бы, ограниченное узким кругом пейзажных мотивов, многими нитями связано со всей художественной
культурой его времени.

Руссо и барбизонцы окончательно освободили пейзажное видение от прежних условностей. Природа у них — среда обитания
человека: крестьянина, пахаря, пастуха. Они не стремятся облагородить ее, вводя какие-либо мифологические мотивы.
Они видят прекрасное в природе как таковой. В живописи барбизонской школы присутствовал и познавательный элемент.
Барбизонцы аналитически изучали раскрывающийся перед ними пейзаж, прокладывая дорогу импрессионистам.


Рынок в Нормандии, 1830-е Эрмитаж, Санкт-Петербург

Само по себе их восприятие природы, сугубо индивидуальное, предполагающее пребывание с ней с глазу на глаз, показывает
определенный этап роста личностного сознания в искусстве. Пейзаж Пуссена или Лоррена апеллировал ко многим сразу, как
трагедия апеллирует к зрительному залу. Пейзажи Руссо или других барбизонцев требуют камерного сопереживания зрителя.
Пейзаж, обычно небольшой по разме­рам. как бы приглашает зрителя к мысленному путешествию по картине: войти под сень
этих дубов, побродить между стволов, посмотреться в зеркало пруда.


Утро в лесу Фонтенбло, 1850-е Музей Лувр, Париж

Барбизонский пейзаж создавался в тот период, когда литература в романе уже давала проникновенное описание переживаний
героев. Раскрытое внутреннего мира во внешний происходило именно благодаря пейзажу, в природе находили аналоги
движениям человеческой душа. Поэтому благородство и величие. суровая сдержанность и незыблемое спокойствие прекрасных
дубов в картинах Руссо могут воспринимать­ся и как духовное самовыражение художника. Личность растет в познании
окружающего мира, в умении передать в искусстве его полноту и совершенство — в этом убеждает история французского
пейзажа XIX века, яркой страницей которой было творчество Теодора Руссо.

Статья К. БОГЕМСКОй в Художественном календаре 1987 года

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.