Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

О Баку



Ксения Собчак:
«Сегодняшний Баку — доказательство того, что даже тоталитарная власть может давать городу и своему народу дивиденды»



Только что я вернулась с мероприятия с сюрреалистическим названием «Международный слет выпускников МГИМО в Баку». Получив приглашение, в котором среди приглашенных значились такие выпускники, как Алишер Усманов и Владимир Мединский, я, как любитель экзотических впечатлений, устоять, разумеется, не могла, и вот уже вместе с коллегой, главным редактором телеканала «Дождь» Михаилом Зыгарем, мы едем в Азербайджан. Мы провели три дня среди пятисот выпускников МГИМО, слетевшихся на этот форум из разных стран. Президентская администрация старалась сделать для собравшихся прекрасный праздник: нас встретили, разместили в хороших отелях, провели прекрасные экскурсии и вообще продемонстрировали нам все свое бакинское гостеприимство.

Я опущу забавные подробности типа выступлений деятелей культуры и политики в духе «с Америкой беда, сланец их погубит» и перейду к действительно интересному — самому городу. Я была в нем лет десять назад, и, оказавшись сейчас, была поражена тем, как он изменился.

Сегодняшний Баку — доказательство того, что даже тоталитарная власть может давать городу и своему народу дивиденды. Революции и волнения случаются не только и не столько из-за фальсификации на выборах, но и когда правитель не создает новую реальность, используя нефтяные деньги исключительно на подкормку чиновников и выплаты бюджетникам. Восточный правитель Алиев, видимо, это понимает, поэтому город выглядит внушительно. Вымытые, словно шампунем, улицы. Маленькая персональная Венеция в центре города. Вычищенный, но при этом сохранивший аутентичность старый город. Потрясающей красоты небоскребы, вписанные органично в ландшафт. И главное мое потрясение от Баку — это поистине пирамида Хеопса президента Алиева — великолепное здание Захи Хадид, в котором должен располагаться культурный центр Гейдара Алиева. Честно скажу, вторая часть фразы меня несколько смущает, даже пугает. Но, узнав, что проект по контракту согласовывался лично с Захой Хадид (которая, надо сказать, настаивала на том, чтобы все четыре этажа здания представляли собой исключительно музей современного искусства), я почувствовала, что мои страхи отступили.



После двух или трех часов, проведенных в этом невероятной красоты и гармонии сооружении, воздвигнутом на нефтяные деньги, мне стало печально и стыдно за то, что в моей не менее нефтяной Москве за последние 12 лет не построили ничего, хотя бы близко сравнимого с этим великолепным творением Захи Хадид. Я снова пришла к выводу, что одно из самых печальных событий, которое произошло со всеми нами в России, — это то, что каждодневно и ежечасно совершаются преступления против вкуса, и это касается не только прически Матвиенко, песен Стаса Михайлова и костюмов депутата Бурматова.



Азербайджанцам, над которыми в добрые советские времена мы все дружно смеялись как над людьми, любящими «дорого-богато-с вензелями и золотыми аляповатостями», вовремя удалось понять то, что не удалось понять ни Лужкову, ни теперь Собянину, ни уж тем более вышестоящим руководителям. Они поняли: чтобы над твоим вкусом не смеялись, нужно признать, что его у тебя нет, и отдаться за большие деньги людям, которые по-настоящему умеют творить что-то великолепное. Чтобы признать свою слабость, нужна сила, и это многого стоит.

В Москве за последние двенадцать лет было заявлено огромное количество проектов самых разных архитекторов: от той же Захи Хадид до Нормана Фостера. Но ни один из них так и не был реализован — по самым разным причинам: то общественность, незнакомая с современной культурой, кричала, что «тут пытаются сломать памятник архитектуры и все испортить», то уже одобренный невероятной красоты проект Мариинки был зарублен нашей исконно-посконной интеллигенцией, кричавшей Гергиеву: «Руки прочь от нашего Петербурга!»

Проблема наших властителей и нашей российской культуры заключается в том, что люди, занимающиеся архитектурой, искусством и вообще цивилизацией в самом широком смысле этого слова в нашей стране, искренне считают, что вкус у них есть. И это, на мой взгляд, одна из главных проблем сегодняшней урбанистики. Они точно знают, что храм Христа Спасителя — это хорошо, а лужковские, уже ставшие притчей во языцех, башенки — прекрасно. И каждый новый чиновник приходит со своим «замечательным» вкусом, представляющим собой адский микс из советского детства, перестроечной молодости, нуворишеской зрелости и коррупционной старости.

И последствия этого нам и следующим поколениям еще долгие десятилетия придется расхлебывать.

Стыдно, что Азербайджан, к которому в смысле вкуса мы всегда относились, мягко говоря, со снобистским высокомерием нации, стоящей выше в цивилизационном смысле, сегодня настолько ушел вперед по пониманию эстетики современного города. Ведь вложить 300 миллионов в такое произведение искусства может быть важнее, чем построить 148-тысячный каток, чтобы потешить чье-то тщеславие.

Кстати о тщеславии: одно другому никак не мешает — здание Захи Хадид построено в виде росписи Гейдара Алиева, и тем не менее это невероятной красоты шедевр.

Хуже преступлений против свободы слова могут быть только преступления против вкуса. Последствия отрыва от цивилизации за последние пару десятилетий в России сложно переоценить. Поколение, воспитанное на советских ценностях, до сих пор не может понять, что театр должен стать другим, что Академия наук давно не святилище научной мысли и что построить какое-нибудь идеальное здание по проекту архитектора с мировым именем в центре Москвы — это лучше, чем громоздить очередное лужковское барокко в той или иной вариации. Отсутствие вкуса в нашей стране — огромная проблема, которую не стоит недооценивать.

В итоге в Москве нет ни одной современной постройки, которой мы могли бы по-настоящему гордиться.

Чтобы вы не подумали, что я из агента Госдепа переквалифицировалась в агента Азербайджана, напоследок хочу отметить, что «совок» везде истребляется болезненно. Выехав из здания Захи Хадид, мы приехали на ужин с президентом Азербайджана Алиевым и не могли понять: как совершенное произведение искусства может сочетаться с концертом в лучших традициях новогодних выступлений на Первом канале.

Мне кажется, что лучшая борьба с «режимом» — это борьба другой эстетики. Эстетики прогрессивной, готовой конкурировать на международном уровне. Ведь именно эстетические разногласия заставили большое количество молодежи выйти на первые протестные митинги. И, как я вижу, эти эстетические разногласия во всех сферах будут только нарастать. Адскому федеральному телевидению, старым совковым людям в Думе, затертым банальным речам нашей власти противопоставить можно только блестящую архитектуру мировых архитекторов, современный модный театр и европейскую структуру урбанистики. Если бы на вооружение вместо программы «О спорт, ты мир» был взят другой курс, наша страна поменялась бы гораздо быстрее: все-таки бытие в большой мере определяет сознание.

В центре Гейдара Алиева ближайший план на год таков: выставка Энди Уорхола, большая ретроспектива Херста и других звезд современного искусства мирового уровня. Это место точно станет новым Бильбао в самом центре Азербайджана. Таким же Бильбао мог бы стать «Красный Октябрь» в центре Москвы, но, боюсь, в лучшем случае там останутся развалины «Красного Октября», а в худшем — элитное жилье от Гута-Банка.

И вот это то, за что я действительно не могу простить существующий режим: у нас украли не только голоса, но и понимание вкуса, эстетики и современности.

Источник:baku.ws
Tags: Азербайджан, Баку, Россия
Subscribe
promo nemihail 19:00, yesterday 82
Buy for 30 tokens
Заказчиков выступал никто иной, как российские спецслужбы. Это их почерк Фото: Яндекс Картинки (Киев) "Убийство Шеремета было совершено с целью дестабилизировать ситуацию". Всем желающим показали кадры с камеры видеонаблюдения, на которых запечатлены убийцы журналиста. Ими…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments