?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Домье Оноре Викторьен




Оноре Домье, портрет работы Надара

Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля
1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820-х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством
литографии. После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал
общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.


«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях
(журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872). Основой для серии
литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье
острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36
скульптур).


«Законодательное чрево». Литография. 1834.

В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834
Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди,
обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение
расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).


Игроки в шахматы. (1863)

После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество
парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным
образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного
с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде
литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую,
язвительную фантазию и точность наблюдения,


Бремя, 1850-1853 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе
обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость
штриха , свобода в передаче психологических оттенков , движения, светотеневых градаций. В живописи Домье, новаторски
переосмысляющей традиции романтизма , героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая
характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики
и световых контрастов.


Певцы, 1860 Рейксмузеум, Амстердам

В 1850–60-е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым
пятном и энергичным сочным мазком. Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в
“Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около
1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты
(“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин
Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность
судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).


Собиратели гравюр, 1859 Лувр, Париж

Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”.
Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба
лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками. Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника,
которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье
был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера. Были хорошо известны и
воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также
комментарии к актуальным событиям дня.


Якобы инвалид, 1857 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был
также превосходным живописцем и скульптором. Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает
около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой
исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.
Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.


«Восстание» (1848)


«Мельник, его сын и осел» (1849)


Виктор Гюго. (1849)


«Дон Кихот» (1868)


О. Домье. "Прачка". Около 1859 - 1860. Лувр. Париж.


Камиль Демулен в саду Пале-Рояля

Рисунок принадлежит к немногочисленным произведениям Домье на исторические сюжеты. Домье избирает один из эпизодов
Великой французской революции: 12 июля 1789 года в Пале-Рояле адвокат и литератор Камиль Демулен, впоследствии
активный участник первого этапа революции, призвал сограждан к оружию, предложив им приколоть к одежде зеленую
кокарду или зеленый листик в знак готовности победить или умереть.


«Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871.


«Вагон третьего класса». Ок. 1862—63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.


«Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон.


«Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.