Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Вилла Густава Климта



Признание, пришедшее лишь после голодной смерти, – история не про Густава Климта. У него была бедная студенческая
юность (он учился в Венской школе искусств и ремесел), но по окончании учебы всё сразу наладилось. В 1880-х вовсю
застраивалась парадная венская улица Рингштрассе, и художнику заказали росписи для Музея истории искусств и других
публичных зданий по соседству.


«»
Густав Климт катается на лодке по водам Аттерзе.

В 1888-м император Франц Иосиф наградил Климта медалью за росписи в интерьере Бургтеатра, и с этого момента
профессиональная жизнь живописца текла гладко. Заказчиков было много, он имел возможность выбирать. И выбирал
тщательно. Ему нравилось рисовать красивых светских дам. Не потому, что за их портреты хорошо платили (хотя это
тоже). Просто Климт был помешан на женщинах: у него постоянно случались тайные, но бурные романы.

Биографы подсчитали, что у художника было минимум четырнадцать детей, и минимум троих его сыновей звали Густавами.
Однако ни одна из многочисленных любовниц Климта не значила так много в жизни художника, как Эмилия Флёге, “дева
озера Аттерзе”, жившая на его берегах на вилле Паулик.



Портрет Эмилии Флёге, написанный Климтом в 1902 году. Платье, в которое она одета, скорее всего, спроектировал
сам художник — он часто придумывал Эмилии одежду.

Эмилия Флёге была свояченицей младшего брата Климта Эрнста. В 1892 году Эрнст неожиданно умер, оставив сиротой
маленькую дочь Елену. Густав принял на себя заботы о девочке. И стал тесно общаться с ее теткой с материнской
стороны – собственно Эмилией. У Эмилии был (уж простите за количество родственных перечислений!) брат Герман,
женатый на Терезе Паулик, наследнице императорского мебельщика Фридриха Паулика. И именно через Германа и Терезу
сложносочиненное семейство и было связано с виллой Паулик.




Этот легендарный дом построили в 1877-м архитекторы Фридрих Кёниг и Рудольф Фельдшарек по заказу Фридриха Георга
Паулика. Паулик был торговцем мебелью, и не простым, а золотым – он являлся поставщиком императорского двора, и
именно его усилиями был обставлен Императорский павильон на Всемирной выставке 1873 года в Вене. Строя собственный
дом, Паулик явно стремился подчеркнуть свою причастность к сильным мира сего.




Даже выбор места был не случаен – манеру отдыхать на Аттерзе ввел именно Франц Иосиф. К архитектуре и обстановке
коммерсант подошел со всей серьезностью. Вилла Паулик – это маленький замок, с башенкой, галереями, горгульями на
крыше, множеством террас и балконов. Напоминает Нойшванштайн Людвига II Баварского, только в миниатюре. Внутри всё
тоже сделано с рыцарской романтичностью: имеются и мозаичные полы, и “средневековые” витражи, и стрельчатые арки,
и резные деревянные панели.




Это могло бы выглядеть комично, но претенциозность “замковой” затеи смягчается чертами, которые внес в облик виллы
образ жизни ее владельцев. Паулики были семьей многочисленной и очень дружелюбной. Выезжая на виллу летом, они
поднимали на башне флаг, оповещая друзей, что к ним можно ехать в гости.




И вместе с необходимостью принимать гостей в доме появились обычные и симпатичные комнаты и вещи, вызывающие
ассоциации не со Средневековьем, а с уютным альпийским шале.




Вот в этом полушато-полушале и провел лучшие лета своей жизни Густав Климт. Каждую весну разные комбинации Климтов,
Пауликов и Флёге выезжали на виллу, и начиналась дачная жизнь с лодочными прогулками и долгими посиделками на
террасе. Как Климту удавалось в этой обстановке работать, не понятно, но тем не менее на берегах Аттерзе он создал
сорок девять полотен.



В столовой висит репродукция картины Климта “Черный бык”, написанной на вилле. Работы Климта “периода Аттерзе”
очень ценятся — одна из них в 2011 году была продана на аукционе Sotheby’s за $40,4 млн.

Большинство из них так или иначе связаны с образом Эмилии Флёге. Эта исключительно красивая женщина, державшая
собственный салон, занимала все его мысли. Он придумывал для нее одежду. Он писал ей бесконечные письма. Он
постоянно ее рисовал: именно ее лицо запечатлено на его лучшей картине “Поцелуй”. Он позвал ее, находясь на
смертном одре. И конечно же, всех биографов живо волнует вопрос: было ли между художником и музой нечто более
страстное, чем дружба?



Символический портрет Эмилии Флёге “Поцелуй”, созданный в 1908 году, стал самой знаменитой картиной Климта.
Он сделал с картины несколько авторских копий.

С учетом того, как любвеобилен был Климт, поверить в обратное практически невозможно. Сейчас на вилле Паулик,
благополучно пережившей Вторую мировую войну, функционирует гостиница, которой владеет семейство Месснер (дом
достался им от последних Пауликов). Хозяйка отеля смеется: “Постояльцы постоянно просят меня дать им комнату,
в которой жили Эмилия и Густав. Бесполезно говорить им, что они никогда в одной комнате не жили!”




Вопрос о степени близости Климта с главной женщиной его жизни окутан романтическим туманом. Но о его жизни вообще
известно довольно мало. Список выставок и перечень художественных обществ, в которых он состоял, – это не биография.
Писем Климта сохранилось мало (всё, что он писал Эмилии, она перед смертью в 1952 году уничтожила). Дневника
художник не вел.




Он даже ни одного автопортрета не написал, объясняя:
“Я не считаю себя интересной моделью. Мне гораздо больше нравятся другие люди, особенно женщины. Я просто
художник, работающий с утра до ночи. Кто хочет что-нибудь узнать обо мне, пусть смотрит на мои картины”.

Если с этой точки зрения посмотреть на “Поцелуй”, то вопрос о его отношениях с Эмилией Флёге можно считать решенным.




Источник: admagazine.ru
Tags: архитектура, искусство, люди годы судьбы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments