Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Оркестр





Берлинская филармония

С момента основания оркестра в 1882 году Берлинский филармонический оркестр
являлся самофинансирующимся и независимым от госсубсидий «обществом с ограниченной ответственностью », в котором
все участники оркестра были держателями акций. Участие в нём было делом престижа, но больших доходов эта работа,
невзирая на художественные успехи, не приносила.

В период гиперинфляции, случившийся после Первой мировой войны, финансовое состояние оркестра ухудшалось, и к
началу 30-х годов ХХ века коллектив находился на грани банкротства.



Пришедшие же в 1933 году к власти национал-социалисты сразу же вознесли оркестр на щит своей идеологии, и в
октябре 1933 года было принято решение присвоить ему статус «Рейхсоркестра» и переподчинить коллектив министерству
пропаганды, возглавлявшемуся Йозефом Геббельсом. Рейх выкупил все акции оркестрантов, и они стали госслужащими.


Великий композитор и дирижёр Р.Г.Штраус рядом с Й.Геббельсом

Оркестр был спасён – но все последующие годы музыканты служили Третьему Рейху, как культурный флагман режима.


Вильгельм Фуртвенглер

Великий дирижёр Вильгельм Фуртвенглер руководил БФО почти до конца.
Продолжил руководить после прохождения мучительного процесса "денацификации" с 1952 по 1954 г.г....До своей смерти...



За 12 лет нацизма в НСДАП вступило примерно 18% музыкантов оркестра. Но количество «партайгеноссен» в оркестре
не столь важно – важно поведение каждого из них внутри оркестрового сообщества. Вступление происходило в разные
годы и по разным причинам – убеждённость, семейная безопасность, внешнее давление, поиск профессиональных выгод
и т.д. (ну, как у нас в КПСС вступали, примерно). Доподлинно известно, однако, что как минимум четверо коллег
были нацистами по убеждению, и с ними другие оркестранты должны были держать ухо востро. В фильме эти четверо
названы поименно. Четверо же других коллег (среди которых – первый концертмейстер Шимон Гольдберг) были евреями,
и вынуждены были в спешном порядке покинуть оркестр и эмигрировать.


С 1955 по 1989 г.г БФО руководил Герберт фон Караян

Пройдя различными путями, эти четверо встретились в США.
Некоторым музыкантам, имевшим еврейских предков или женатым на еврейках, дозволялось дальше играть в оркестре,
но их положение было постоянно угрожающим и связанным с большим психологическим напряжением. В целом же музыканты
оркестра получили особые оклады и «бронь» от военной службы, министерство одаривало их щедрыми подарками и
приобретало для оркестра инструменты. Но как воспринимали свою неоднозначную роль сами музыканты?
Кто способен попытаться честно ответить на вопрос: «А как бы я поступил в такой ситуации?».



Музыкальные руководители:
Людвиг фон Бреннер (1882—1887)
Ганс фон Бюлов (1887—1893)
Артур Никиш (1895—1922)
Вильгельм Фуртвенглер (1922—1945)
Лео Борхард (1945)
Серджиу Челибидаке (1945—1952)
Вильгельм Фуртвенглер (1952—1954)
Герберт фон Караян (1954—1989)
Клаудио Аббадо (1989—2002)
сэр Саймон Рэттл (c 2002)



Современное здание Берлинской филармонии, построенное специально для Берлинского филармонического оркестра по
проекту архитектора Ганса Шаруна, впервые распахнуло свои двери для публики 15 октября 1963 года.

Поскольку внешний облик этого экстравагантного сооружения недвусмысленно ассоциируется с цирком-шапито, а в
создании Берлинской филармонии деятельное участие принимал «некоронованный король европейских дирижеров» Герберт
фон Караян, эта постройка получило меткое прозвище Karajan-Zirkus. Сменив Вильгельма Фуртвенглера после его ухода
из жизни, Караян стоял во главе художественного руководства Берлинским филармоническим оркестром почти 35 лет (!)
— с 1954-го по 1989-й (год своей смерти).

Строительство по соседству с Берлинской филармонией Зала камерной музыки (Kammermusiksaal, количество мест — 1180), соединяющегося с основным зданием единым крытым переходом, было предпринято значительно позже и закончено в 1987
году: первоначальный замысел Шаруна был воплощен его последователем Эдгаром Висниевски (Edgar Wisniewski).

Главный зал Филармонии — огромный зал пятиугольной формы — способен принять под свои своды порядка двух с
половиной тысяч слушателей.



Необычность интерьера «Большого зала» Филармонии (правда, привычное нам клише «Большой зал» берлинцы не употребляют,
говоря просто «Филармония») заключена в том, что оркестровый подиум располагается практически в центре зала и, словно
арена, окружен со всех сторон разноуровневыми ярусами лож и балконов, которые с фронтальной стороны сцены кажутся
огромным единым каскадом упирающегося в нее амфитеатра. Впрочем, по такому же принципу спроектированы и современные
залы всех филармоний в крупных музыкальных центрах Германии.

Зал Филармонии, декорированный, как и само здание, в конструктивистской манере, обладает поистине изумительной
акустикой. Считается, что достигнуто это за счет особой конструкции стен и специальной мягкой облицовки потолка.
Нельзя сказать, что зал Филармонии отличается особой притязательной красотой, но магией геометрических линий,
плоскостей и объемов он явно обладает.


Орган «Карл Шуке» в Берлинской филармонии располагается не по центру, непосредственно над сценой, а где-то очень
высоко наверху в одной из боковых лож, нависающих над сценой — прямо, как в храме!
Если смотреть на сцену из центра зала с фронтальной ее стороны, то орган оказывается наверху справа. Поскольку
вмещающее пространство зала Филармонии — невероятно огромное, издалека орган вовсе не кажется гигантом. Разумеется,
гигантом он не является и на самом деле, но в то же время он и не мал.

Инструмент установлен берлинской органостроительной фирмой «Karl Schuke Berliner Orgelbauwerkstatt GmbH» в 1965 году.
Он насчитывает 4 мануала и педальную клавиатуру. В 1992 году орган прошел профилактическую реконструкцию, в 2008-м —
чистку и переборку после пожара, который случился на кровле здания Филармонии в результате сварочных работ в конце
мая. Внутренние помещения практически не пострадали, но на короткий срок Филармонию пришлось закрыть, но уже в июне
она снова была открыта. В 2011 году орган был оборудован передвижной игровой консолью.

И. Корябин



Источник: liveinternet.ru/users/4000491/
Tags: Германия, архитектура, история, музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments