Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

КОНСТАНТИН СИМУН

«Когда-то, теперь уже давно – наверное, в 60-е года прошлого века – я ехал в Москву, и поезд стоял на ст. Бологое около получаса. Я зашел в здание вокзала и в газетном киоске увидел небольшую книжку в оранжевом переплете. Стихи древних египтян в переводе А.Ахматовой и еще кого-то. Я купил эту книжку. На одной из страниц я прочитал: «Писец! Сколько бы ты не тратил время в поисках прекрасных слов, всегда найдется какая-либо женщина, которая, поднимая из колодца воду, случайно скажет такое слово, какое, ты, писец, никогда не отыщешь».
Вот я ищу это «слово» в своей работе.

Константин Симун



Спасибо за подсказку темы : kijuch



Родился, жил и работал в Ленинграде. Во время войны, был в эвакуации в Кировской области под Вяткой в детском доме.
1953-1957 гг. - время учебы в Ленинградском институте живописи, архитектуры им. И.Е.Репина.
В 1957 был исключен с пятого курса «за упорное нежелание следовать школе в работе над этюдами», проще говоря, за формализм.

На сравнительно недавней выставке «Бумажная скульптура» он демонстрировал чудом сохранившийся листок — приказ об отчислении «за формализм». К чести Симуна, никогда не претендовавшего на роль жертвы режима, демонстрировал как артефакт, не более того.

1958 г. - член Союза Художников СССР.

1966 г. – получил ответственное поручение - создание блокадного мемориала, с которым к скульптору пришла известность.
Так, на берегу Ладожского озера возник памятник "Разорванное кольцо". Разорванное кольцо стало главным, знаковым произведением и лейтмотивом всего творчества и жизни автора.



Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни.
На площадке под арками в бетоне - следы протектора машин.
Рядом с мемориалом также расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 85 мм.


Самый знаменитый памятник Симуна. Это действительно огромное разорванное кольцо из бетона, самим своим материалом как бы противопоставленное окружающей природе. В то же время оно напоминает радугу, которая, как известно, символ завета человека с Богом, стало быть, разорванного завета, если заповеди могут нарушаться таким чудовищным образом, как в этой войне.

«Разорванное кольцо» представляет собой часть разветвленного мемориального комплекса, возведенного в границах территории, связанной с обороной и блокадой Ленинграда. Памятник-знак установлен на берегу Ладожского озера, по которому проходила единственная коммуникация, «подпитывающая» блокированный Ленинград.



Дорога жизни. бронза, стекло, полиэтилен.

В плане некой идеологической программы он является частью досконально разработанной системы. В пластическом плане он — внесистемен, оторван от существующей советской традиции памятниковоздвигания.

В некой исторической перспективе мемориал остается едва ли не единственным современным произведением монументального искусства за долгий-долгий период…

Портреты 1950-1960-х годов обладают лаконичной формой и артистичной моделировкой.



Симун смело экспериментировал с такими материалами, как сварное железо, кирпичи, поливная керамика.



С 1988 проживает в городе Бостон, США.

В силу житейских обстоятельств он очутился в США — вполне зрелым, состоявшимся художником. Ему предстояло снова проявить себя в том креативном качестве, о котором говорилось в начале: как



Симун начинающий.
Не знаю, отрефлексированно или интуитивно, но художник выбрал очень точную стратегию. Он не стал, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Он стал тематизировать сам момент запаздывания, скорее, отложенности своего развития по сравнению с течением мэйн-стрима.



Детское дело - скульптор Константин Симун.

Oн смог тематизировать ток шок новизны, который неизбежно возникал у художника его поколения, сформировавшегося практически изолированно от развивавшейся на Западе ситуации. Он не скрывал воодушевленность от встречи с американской культурой и, более того, американским вещным миром. И искусство, и предметный, вещный мир промышленного дизайна воспринимались им цельно, как некий театр аффекта.



Стулья

Симун не писал «портреты» реклам, избегал техники изготовления подобий промышленных объектов, вообще прямой аппроприации. Готовые промышленные формы именно тотемизировались.
Художник, не только открыто, азартно и простодушно приобщившегося к американской культурной традиции, но и сумевшего артикулировать эту ситуацию в качестве факта искусства.



В дальнейшем, в 1980-1990-е годы, не только скульптурная форма, но и мир образов Константина Симуна приобретали все большую оригинальность, связанную с особым гротескным мироощущением художника, умением во всякой вещи увидеть свою противоположность и даже драматичность.



Ему очень близка тема творчества русского человека, живущего в Америке. В наследии Константина Симуна несколько фигуративных и ассоциативных памятников Иосифу Бродскому, рассеянных по всему миру.



Бродский. Это, по словам автора, концептуальная скульптура - человек с чемоданом, человек путешествующий. Главные точки - чемодан, голова, ступенька и линия границы, обозначенная на тротуаре.



Скульптура может нравиться, может не нравиться, но все вспомнят знаменитую фотографию поэта, сидящего на чемодане перед отъездом в аэропорт. И у всех защемит сердце. Все вспомнят свои ожидания: вернется - не вернется?



Вряд ли кого-нибудь ждали назад так, как Бродского, вряд ли кто-нибудь был нам нужен так, как Бродский - голос времени, сердце времени, которого мы лишились. Вряд ли разлука с каким-то другим поэтом могла быть горше. Вряд ли название для скульптурной композиции "Бродский приехал" может быть более точным и более щемящим.



Константин Симун скульптор парадоксальный. Он не побоялся сконструировать галерею исторических, библейских и мифологических персонажей из канистр. Но, глядя на его кряжистую фигуру с головой древнего пророка, на седые кудри и горящие глаза, вдруг понимаешь, что он, наверное, имеет право обращаться с этими персонажами по-своему.

С чистого листа начинает Симун и в «Матросах».



То есть сюжетно-тематически «матросы» советского искусства бесчисленны. А вот в плане пластически-материальной реализации композиция Симуна — уникальна. Она выполнена из обычных строительных кирпичей. Чуть руинированных — видимо, чтобы снять ненужные ему историко-культурные аллюзии на «производственничество», техницизм.
Эта «неслыханная простота» — материал, «взятый в лоб», в своей строительной конкретике, — необходима Симуну, чтобы выявить архитектурную природу скульптуры.

Константин Симун всю свою почти тридцатилетнюю арт-карьеру в России слыл и был нарушителем спокойствия: с его работой всегда были связаны острейшие, до хрипоты, споры, его вещи снимались с выставок, его проекты отвергались жюри государственных конкурсов.



В свете последующих исторических событий соблазнительно представить его неким диссидентом, вполне осознанно поставившим перед собой задачу борьбы с официозом как одной из опор режима.



Памятник, посвященный переименованию Ленинграда в Санкт-Петербург. Бронза, сталь, 2000-е

Сегодня, окидывая взглядом этот советский период творчества Симуна, хочется, однако, вспомнить пастернаковское:
«С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой».
Конечно, Симун боролся с окружающей арт-средой, действительно косной, особенно в верхних своих срезах, боролся с внешним давлением — за свое видение, свою идентичность.



В дальнейшем артикуляция «бедности» материала и технологии (то есть их неприкрашенная «физическая» конкретика) станут для Симуна важнейшим выразительным средством: в работе с металлом он демонстративно обнажает сварочные швы, добиваясь новых эмоционально-тактильных эффектов.



О вещах американского периода и говорить не приходится — почти все они построены на, как говорят философы, профанном, то есть почерпнутом из внехудожественной, низовой сферы.



Arte Povera — движение концептуальное, исторически и хронологически обязанное своим возникновением концептуализму и минимализму.



Способность Симуна оживлять очевидна в такой сложной области скульптурного творчества, как создание надгробных памятников.



У Константина Симуна искусство достигает своего высшего предела: работа скульптура превосходит область профессиональных занятий, становясь не памятником, статуей, музейным экспонатом, но живым фрагментом бытия, где в абстрактном веществе скульптуры можно узнать драматические человеческие судьбы.



Пискарёвская мадонна. Гранит, бронза. 1957 – 2006



Могила Аронзона. Скульптура Кости Симуна.


Cкульптура «Маршал Жуков», буквально требующая реализации в качестве памятника. Жуков — самый известный советский военачальник Второй мировой войны, предстает в двух своих главных качествах. Это традиционный народный герой-заступник, персонифицирующий Победу.



Отсюда — необходимость портретного подхода: пластика лица маршала груба, лаконична, но вполне узнаваема. От этой мифологизированной традиции и охраняющий жест руки героя, и атрибут защитника Отечества — щит. И некая аллюзия на традиционный тип конного монумента. Но Жуков одновременно — один из самых жестких, неумолимых, не считающихся с потерями военачальников.



Отсюда — удивительный по своей значимости пластический ход: нижняя часть скульптуры, в которой можно увидеть ассоциации с крупом коня, в боковом ракурсе совершенно отчетливо, квазипредметно уподобляется топору, колуну.



Маршал-колун — таков содержательно-пластический вывод, который делает художник. Делает, резко расширяя содержательные возможности героического монумента как содержательного жанра. Репутации возмутителя спокойствия у него была уже давно, теперь он раскачивает саму лодку традиционного жанра с его закостеневшими оценочными нормами.
Этот памятник перекликается с произведением Бродского:

На смерть Жукова (1974)

Вижу колонны замерших звуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
в смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".

К правому делу Жуков десницы
больше уже не приложит в бою.
Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.

Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря.
Все же, прими их -- жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.
Бей, барабан, и, военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.


Шесть работ известного скульптора Константина Симуна из числа представленных на выставке "Дорога жизни" продано в благотворительных целях.



Половину средств от продажи работ художник передал некоммерческим и благотворительным организациям, оказывающим помощь жителям блокадного Ленинграда, благотворительному фонду "Наша семья" на цели проекта по семейному устройству детей-сирот, благотворительному фонду "АдВита" на закупку лекарств и оплату операций для детей, больных раком и на развитие социокультурного проекта "Со-Творение мира".





Произведения художника находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галерее, музее Городской скульптуры (Санкт-Петербург), музее А.А.Ахматовой (Санкт-Петербург) и многочисленных коллекциях в России и за рубежом.

Ещё произведения Константина Симуна можно посмотреть:

В http://ngasanova.gallery.ru/watch?a=VPv-e2pV и

галерее Константина Симуна : http://www.ksimun.com/index.html

Tags: скульптура
Subscribe

  • (no subject)

    Автовладельцы прекрасно осведомлены о важной роли автомобильного коврика. Поэтому выбору коврика всегда уделяется особое внимание, так как коврик…

  • Испания

    От Paul Dore Paul Gustave Dore (1832-1883) — французский гравёр, иллюстратор и живописец. Paul Gustave Doré…

  • Курительная трубка (кальян, наргиле)

    Кальян — прибор для курения, позволяющий фильтровать и охлаждать вдыхаемый дым. Роль фильтра играет шахта кальяна, на холодных стенках…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments