Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Клеопатра в искусстве




Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина - в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя - в веках звенящий стих.
Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не
устояли два великих римских полководца - Цезарь и Антоний.
Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:
"Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли.
По другой Клеопатра отравилась ядом.
Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.


Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)


Гвидо Рени: "Мария Магдалина" (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине "Мария Магдалина" (1635) -
та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.


Guido Cagnacci: Смерть Клеопатры (1658)

Guido Cagnacci изобразил молодую девушку, почти подростка, мирно скончавшуюся среди слуг, хотя Клеопатре
в момент смерти было почти 40 лет.


Gerard Lairesse: Банкет Клеопатры (c.1680)


Giovanni Battista Tiepolo: Пир Клеопатры (c.1744)

Lairesse и Tiepolo показывают Клеопатру как типичного правителя, принимающего у себя во дворце иностранных гостей.
Интересно, что архитектура не имеет ничего общего с той эпохой. А у Lairesse Клеопатра даже в «экзотическом
наряде», который больше подходит для 18-го века. У Tiepolo все персонажи одеты по фактической моде его эпохи.
Это говорит не о способностях художников, а о полном безразличии к исторической правде.


Jean-Baptiste Regnault: Смерть Клеопатры (1796/1799)

По сравнению с Tiepolo кажется, что Jean-Baptiste Regnault ближе к исторической достоверности.
Но только на первый взгляд.
Для сравнения посмотрите на портрет Жозефины Богарне Пьер Поль Прюдон (1805).



Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.


Jean-Lеon Gеrоme: Клеопатра перед Цезарем (1866)

Большие изменения становятся очевидными в картине Jean-Lеon Gеrоme. Нам представляется, ну ещё Цезарю, конечно,
молодая красивая женщина с великолепным телом в одеждах, экзотичность которых подчеркивает черный нубийский раб.
Цезарь же, пожилой человек, уже на стадии облысения, как бы исчезает в тени.
В отличии от своих предшественников Jean-Lеon Gеrоme в своей картине ставит в центр внимания именно исторический момент.


Jean André Rixens: Смерть Клеопатры (1874)

Здесь обнаженное тело сладострастной женщины представлено превосходно освещенными. С возросшей популярностью
ориентализма в то время экзотическая мечта стала в большой моде. Клеопатра предстает как Одалиска.


Hans Makart: Смерть Клеопатры (1875)


Hans Makart: Клеопатра, Охота на Ниле (1876)

Картины Hans Makart почти как регресс на барокко, где главное художественные узоры.
В отношении оформления он делает разумные усилия для некоторых исторической точности,
но всё равно картины представляют собой просто зрелище.


Frank Bernard Dicksee: Клеопатра (1876)


Lawrence Alma-Tadema: Антоний и Клеопатра (1885)

Frank Bernard Dicksee и Lawrence Alma-Tadema рисуют уже шоу с Клеопатрой, где она предстает как уверенный в себе
правитель, но обязательная нагота присутствует и здесь.
Невозможно отказаться от восточной экзотики в украшениях и нарядах.


Alexandre Cabanel: Клеопатра, Тестирование ядов на осужденных (1887)

В живописи Alexandre Cabanel снова доминирует зрелищность. Красивая, но жестокая Клеопатра холодно и бесстрастно
исследует эффект действия яда на бедных заключенных. Художник приложил большие усилия к созданию экзотического
платья на Клеопатре и фона египетской архитектуры.


Frederick Arthur Bridgman: Клеопатра на террасах Филе (1896)

В картине Frederick Arthur Bridgman архитектура играет важную роль. Он большое внимание обратил на свет и пейзаж.
Художник сам ездил в Египет и использовал свои впечатления для создания серии картин с историческими мотивами.
Клеопатра здесь не та уж важна. Она является лишь поводом, чтобы представить красивую женщину на египетском фоне.
Таким образом, можно констатировать, что использование экзотического восточного антуража в живописи, которое началось
в середине 19-го века, становилось все частым, пока не превратилось в основную цель.


Gyula Benczúr: Смерть Клеопатры (1911)

Картина Gyula Benczúr на фоне этой тенденции производит большое впечатление.
Он возвращается не только к традиционной (барокко) позе, но показывает, как художник, страдания
уже постаревшей женщины.

Art Deco


Leyendecker (1920)


Рольф Армстронг (1939)


Генри Клайв, 1946.

С успехом современного искусства пришел собственно и конец этой истории в живописи. Ни один художник не может
больше фантазировать, чтобы показать образ настоящей Клеопатры . Ар-деко использовал эту историю как знак,
символ. Клеопатра была преобразована из исторической фигуры в образ соблазнительной женщины, в образ вечный
роковой женщины в двадцатых годах прошлого века.

Кино

Реальным наследником исторической живописи стало кино. И если вы посмотрите на снимки Клеопатры в кино, вы
увидите на этих фотографиях образы, созданные под влиянием исторической живописи, главным образом 19-го века..


Theda Bara as Cleopatra in 1917.

Открыт паноптикум печальный
Один, другой и третий год.
Толпою пьяной и нахальной
Спешим... В гробу царица ждет.

Она лежит в гробу стеклянном,
И не мертва и не жива,
А люди шепчут неустанно
О ней бесстыдные слова.





Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво —
Навек забыть, навек уснуть...
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь...

Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный
На воск, открытый напоказ...



Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь — я воск. Я тлен. Я прах». —



Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой?
Что я и Цезарь — будем оба
В веках равны перед судьбой?»



Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит...
И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта — слезы,
У пьяной проститутки — смех».
Александр Блок



Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила...
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя — как рабыню... в триумфе пошлет пред собою...»
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете — еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова

Источник: painting-history.com
Tags: живопись, кино
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments