?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Игры в живописи.



Игры в живописи.

Карточные игры в живописи

Играю в карты, пью вино,
С людьми живу - и лба не хмурю.
Ведь знаю: сердце все равно
Летит в излюбленную бурю.

Лети, кораблик мой, лети,
Кренясь и не ища спасенья.
Его и нет на том пути,
Куда уносит вдохновенье.

Уж не вернуться нам назад,
Хотя в ненастье нашей ночи,
Быть может, с берега глядят
Одни, нам ведомые очи.

А нет - беды не много в том!
Забыты мы - и то не плохо.
Ведь мы и гибнем и поем
Не для девического вздоха.

1922 Ходасевич Владислав


Бог и смерть играют в карты - за жизнь умирающего

Игральные карты были изобретены в Восточной Азии и, вероятно, появились в Европе в позднем средневековье.
Интересно, что вместе с их появлением возникли и первые запреты на азартные игры. Однако, игральные карты
быстро стали пользоваться большой популярностью во всей Европе. Вместе с ними появились и проблемы –
ссоры в игре, и часто банкротство за долги в результате проигрышей в карты.

В художественных представлениях игры в карты появляется фундаментальный дуализм. С одной стороны, карточная
игра веселое времяпрепровождение людей из всех слоев общества - высшая знать, монахи, крестьяне, солдаты, и
даже женщины. С другой стороны, игра была так же и плоха, людьми овладевали дьявольские пороки, которые
приводили к гибели и даже убийствам.

Ренессанс


Maler Lucas van Leyden (1494-1533 in Leiden). Игроки в карты

Женщина играет с двумя мужчинами и видно, что флиртует с молодым мужчиной, старший, в свою очередь,
явно недоволен. Таким образом прецедент для борьбы и насилия уже создан

Барокко


Die Kartenspieler von dem flämischen Maler Théodore Rombouts (1597-1637).

Типичная жанровая картина живописи барокко. Солдаты играют в пабе. Rombouts долго жил во Флоренции и Риме,
где он находился под сильным влиянием Караваджо.

Мошенничество

Тема обмана в карточных играх также стара, как и сами эти игры. Поэтому неудивительно, что есть художники,
которые обыгрывают эту тему в своих произведениях.


Die Falschspieler (um 1594) von dem italienischen Barockmaler Michelangelo Merisi da Caravaggio (1571-1610).

Караваджо известен своими реалистичными изображениями повседневных ситуаций в жизни. Здесь обманщик берет
игральную карту из-за пояса сзади по сигналу своего сообщника. Сообщник видит карты противника обманщика и
сообщает ему информацию.


Soldaten spielen Karten und Würfel (ca. 1620/1622) von dem französischen Barockmaler Valentin de Boulogne (ca.1594-1632).

Во время длительного пребывания в Италии Boulogne находилась под сильным влиянием искусства Караваджо, что
видно по этой картине. Здесь, также, показано мошенничество за игрой среди солдат, играющих в карты и кости.

Голландская жанровая живопись

В фламандских / голландского барокко сцены из жизни простых людей были чрезвычайно популярны. Очень популярны
были изображения крестьян и солдат, которые пили, курили, дрались, и даже просто играли в карты. Изображались
простые, почти примитивные ребята, которые отдают душу и тело простым удовольствиям.


Flämischen Maler Adriaen Brouwer (1605- 1638). Крестьяне за игрой в карты


Adriaen Brouwer (1605- 1638) Спор из-за карт

Brouwer изображал сцены из жизни фермеров и таверн – крестьянские танцы, карточные игры, куренье, питьё и драки,
всё, чем была пронизана жизнь простых крестьян. Его картины характеризуются большой жизненной силой, и иногда
даже преувеличением вплоть до карикатуры.


Wirtshausszene (1658) von dem flämischer Maler David Teniers (1610-1690).

Опять же пьют, курят и играют крестьяне. Сцена напоминает картины Brouwer,, но здесь гораздо меньше смотрится
животной жестокости.


Maler Norbert van Bloemen (1670-1746). Крестьяне за игрой в карты.
Опять же, карточная игра как одна из маленьких радостей простого человека.

Рококо


Francisco de Goya (1746-1828). Игроки в карты

Очевидно, что картина написана на самом раннем этапе его творчества, когда он все еще пытался утвердиться в
качестве придворного живописца. Идиллическая сцена, нарядные люди, которые коротают время в течение дня.
Карточная игра не несет никакой отрицательной составляющей. Это просто одна из форм развлечения.

Американский реализм

В Соединенных Штатах обычно копировали в искусстве все движения старой Европы. Однако, хоть и медленно,
развивался свой взгляд на мир, который находился под сильным влиянием пока ещё дикой страны и пионеров
компании её освоения.
Как известно, азартные игры занимали значительное место в так называемом "Диком Западе". Они здесь
составляли неотьемлемую часть повседневной жизни.


George Caleb Bingham (1811-1879). За игрой в карты.

Bingham здесь, показывает, абсолютно лишенную драматизма повседневную ситуации. Цель игры скоротать время
во время долгой поездки.


Maler John Mix Stanley (1814-1872). Игра за оленя.

Удивительная картина – индейцы охотились, а теперь разыгрывают свою добычу в карты. Ведут себя как обычные
американцы. Экзотическая атмосфера вписывается в акт карточной игры.

Жанровая живопись


T. Golwig. Типичная жанровая картина 19-го века.

Трое мужчин играют в карты и наслаждаются любимым напитком.
Здесь отсутствует зло, просто хорошее времяпрепровождение


Giulio del Torre (Italian, 1856-1932). Мальчики, играющии в карты.

На протяжении столетия в жанровой живописи было очень популярно изображать танцующих цыганок, детей,
играющих в карты…. Но на этой картине игра детей смотрится довольно естественной.

Исторические картины.

Исторические картины был одним из наиболее популярных форм искусства 19 Века. Кроме славных событиях
национальной истории были востребованы и идиллические сцены из старых добрых времен. Эти идеализированные
сцены повседневной жизни в значительной степени базировались на голландской жанровой живописи.
Представлялись также гулянья и азартные игры солдат, священнослужителей и фермеров. Однако атмосфера
создавалась более драматичная.


Французский художник Jean-Louis-Ernest Meissonier (1815-1891). Конец карточной игры.

Meissonier прежде всего был художником своего времени и создал маленький шедевр из реалистичных деталей.
Здесь он показывает весьма драматичную концовку карточной игры в 17-м веке.


Французский художник Adolphe Alexandre Lesrel (1839-1929). Колода карт

Картина Lesrel посвящена в основном изображению исторических костюмов. Карты не вносят в этот сюжет ничего
дикого, просто старые добрые времена и лучшие костюмы.


Испанский художник Maximo Juderías Caballero (1867-1951). Служащие играют в карты.

Caballero был не только художником, а также и торговцем. Так что он нарисовал просто красивые фотографии
исторического жанра, такой китч.

Импрессионизм


Edgar Degas (1834-1917). Mary Cassatt beim Kartenspielen (1880)

Mary Cassatt была американским художником и хорошим другом Дега. Это просто повседневная банальная сцена.


Paul Cézanne (1839-1906). Игроки в карты (c.1890)

Здесь тоже совершенно нормальная житейская ситуация. Мужчины играют в карты, без всякой драмы.

Современное искусство.


Немецкий художник Wilhelm Heinrich Otto Dix (1891-1969). Skatspieler (1920)

Dix здесь показывает, ветеранов Первой мировой войны, которые собрались в кафе. А что солдаты всегда делали
в кафе - играли в карты. Изображение фокусируется в основном на трамвы, как свидетелей великого бедствия.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Мнда, Отто Дикс он такой!

Я старалась всё понемножку охватить - а Вы только Дикса заметили.)

Подборка картин у Вас отличная. Просто я давно Диксом интересуюсь: редко, когда у художника сочетается гротеск и полная точность в деталях.


Автопортрет в роли пулеметчика.


Конечно он во многом интересен, но мне кажется сильно циничным, если так можно сказать. Я его в больших дозах не воспринимаю. Одно распятие чего стоит


По-моему, Дикс все-таки не циничен. Он по-детски подробен, когда гротескно изображает смерть или увечье. Однако его реалистичная живопись не менее сильна. Вот, например Пашендаль:

Или один из его библейских сюжетов:


  • 1