?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Покой





Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

А.С. Пушкин. Пир во время чумы

Он не заслужил света, он заслужил покой...
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита



Как и все живущие в истории слова, слово покой не имеет одного единственного смысла. Из обыденного,
физиологического, психологического, равных самим себе смыслов, прорастают смыслы иные.

Страбон рассказывает о погибшей в пожаре статуе Зевса работы Фидия, бывшей когда-то "величайшим из
священных приношений" святилища Олимпии:
"она была сделана из слоновой кости и столь велика, что, хотя храм был весьма обширен, художник, казалось,
нарушил соразмерность, так как изобразил Зевса сидящим, почти что касающимся головой потолка; таким образом,
создавалось впечатление, что если бы Зевс поднялся и стал прямо, то пробил бы кровлю храма"



Реконструкция статуи Зевса работы Фидия, бывшей когда-то "величайшим из священных приношений" святилища Олимпии

Дальше Страбон пишет:

"О Фидии сообщают, что когда Панен спросил его, по какой модели он будет создавать образ Зевса, он ответил:
по той, которая представлена Гомером в следующих стихах:

Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный"



Храм в Олимпии, где находилась статуя Зевса

Страбон, говоря о "нарушении соразмерности", выражал эстетические требования своего времени.
Для греческого скульптора восседающий на престоле Зевс должен был оставаться на своем месте. Покой Кронида -залог
космического порядка. Так, в некоторых традициях (напр., в Маньчжурии до конца XIX в.) правители, наместники богов
на земле, не имели права выполнять никакую физическую работу ( в Маньчжурии они не могли даже стричь себе ногти).


Арлекин сидит на красном диване, Пабло Пикассо. 1905 год. Частное собрание.

Зевс, находясь в покое, не просто сидит и бездействует. Для Фидия и его современников восседающий на престоле
и находящийся в покое Зевс, символизировал силу и могущество, власть, не нуждающуюся в обосновании.
Покой Зевса не абсолютен. В любой момент он может "помавать бровями" или другим жестом стереть город с лица земли.
В любой момент покой может быть нарушен - чтобы разбудить спящих или для восстанов-ления равновесия. Покой всегда
связан с переходом, чреват благими или не благими изменениями. Покой Зевса - покой свернувшейся в клубок змеи.


К. Растрелли. Петр I ("Восковая персона"). Эрмитаж

Считается, что именно к статуе Зевса восходит иконография "сидящих" римских цезарей и европейских императоров и
царей. Мнение неоспоримое и спорное. Отметим, что пребывающие в покое правители с символами власти относятся к
числу древнейших мифологем, эти изображения встречаются во всем мире, и у них не может быть "первого" автора.


Bosch, Иоанн Богослов на острове Патмос. 1485 году. Государственный музей Берлина

Средневековый писец и иконописец не могли взяться за работу без предварительных молитв и поста. Время молитвы
и поста в данном случае можно увидеть как время покоя, как некую границу, разделяющую и соединяющую профанное и
сакральное пространство, как возможность приобщения к той силе, которая даст силу, будет вести руку, откроет
прежде закрытое.


П. Пикассо, Натюрморт с черепом вола. 1942

Мераб Мамардашвили замечает, что наши попытки что-либо понять часто могут прекрасно уживаться со страхом, который
закрывает нам дорогу понимания:
"Ведь чаще всего мы чего-то не понимаем и вместо понимания строим иллюзии именно потому, что мы боимся.
Боимся проснуться, например Мир как сон. Но это не есть метафора. Это буквально так. Ведь мы во сне компонуем
или монтируем такие представления, которые позволяют продолжать нам спать. И вот наше представление о реальности
очень часто составлено из таких монтажей, которые позволяют нам продолжать что-то. Например, не расстаться с
самим собой"


"Апатия" смогла стать философским термином лишь с появлением фигуры философа, сказавшего, что "все, что мы видим -
не мышление. Мышление - это когда повернуты глаза души; то есть когда наши реальные глаза смотрят на то же самое и
они те же самые, что у всех, но что-то можно увидеть ими, не бегая вокруг предмета и не разглядывая его, а повернув
глаза души".


Albrecht Durer, Меланхолия I. 1514. гравюра

Меланхолия - еще одна "греческая болезнь", граничащая со "здоровьем" и опосредованно связанная с нашей темой.
Меланхолия (греч. μελαγχολία, буквально -"черная желчь") означала у греков уныние, задумчивость, душевную болезнь.
В эпоху Дюрера выделялись три типа меланхоликов. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты,
ремесленники. Второй тип – это люди, у которых рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные
деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.


Albrecht Altdorfer, Моление о чаше ( алтарь святого Флориана). 1515

Мераб Мамардашвили так объясняет смысл романа Пруста (как, впрочем, и смысл жизни Пруста):

"то утраченное время, которое мы ищем, есть несвершившееся прошлое, которое я довершаю. Участвую в сплетениях
становления его смысла. Ну, как бы прошлое есть нечто, чему я должен помочь разрешиться. И это прошлое есть то,
которое временили. Zeitet. Труд жизни или впечатление. Впечатление - вся категория восприятий, отношение
к которой должно быть у человека следующее: нужно временить. То есть ждать и не разрешать никаким действием. Так
же как мы, например, можем временить наше страдание от от гибели близкого человека. Ведь, вглядитесь, что там
происходит... Это - продуктивное страдание в том случае, если оно ничем не может быть заменено. Ему нельзя ничем
помочь. И его нельзя ни в чем разрешить Человек всегда спешит какое-то возникшее в нем состояние разрешить
каким-то действием. Но, говорит Пруст, есть состояния неразрешимые. Например, состояние страдания неразрешимо,
поэтому в нашем обыденном языке мы говорим: время поможет. Время поможет в том случае, если он стоял внутри
страдания и ничем не пытался его заменить или разрешить. Он временил. Все, что не временилось, будет забыто.
А то прошлое, которое потом будет разрешено, это только то прошлое, которое временилось. То есть внутри
которого мы в недеянии стояли. Без недеяния, с точки зрения Пруста, - нет структур. А есть чисто реактивная
вплетенность человека в бесконечное сплетение причин и действий" .



Корабль дураков, Bosch. 1490-1500. Лувр, Париж, Франция

Недеяние - термин восточной философии. У греков для него было два "синонима": первый - апория (сегодня это
философский термин - "логическое затруднение"; второй - амехания.
"Все герои греческих трагедий всегда оказываются в состоянии амехании, когда нельзя впасть в сцепления, то есть
когда нельзя делать ни того, ни другого. Все сцепилось так, что и там есть истина, и здесь есть истина. И можно
только ждать. Это - амехания. И это есть одна из разновидностей полного и завершенного состояния. Зрелости.
Амехания у греков всегда была связана и с акмэ. То есть с периодом человеческой зрелости, или взрослости"




Об успешном футболисте говорят: "он видит поле". Поле нужно видеть и в футболе, и в драке, когда пишешь
стихи и когда забиваешь в стену гвоздь Поле - то время-пространство, в котором мы живем.

Источник: ec-dejavu.net

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Мы с уверенностью не можем судить о том, что было в головах у викторианцев, не то что у греков.
Греческое боевое построение - фаланга - имело для дальнейшего хода истории значение не меньшее, чем архитектурные ордеры или философские школы. Но воин и философ - отнюдь не Кастор и Поллукс.

Конечно не можем судить, мы можем лишь пытаться домысливать их современников. А вот , кто более матери истории ценен, не стоит пытаться определять. Уже пытались. Но почему не Диоскуры, есть же философия войны.

Потому что Диоскуры делают философию ненужной вообще - война и так определяет всё.

блажен, как говорят, кто верует, что война определяет всё. Войну создают философы, а воюют Диоскуры. Само появление Диоскуров в мифологии - сплошной философский замысел.

Увы. Война гораздо древнее и философии, и самого человека. Её неиссякаемый пока источник следует искать в зоологии, это животный инстинкт популяций.

попробуйте воевать без философии - из пещер не вылезете. Да и в пещере только популяции и останутся.

Edited at 2013-06-20 06:21 pm (UTC)

  • 1