Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Рудольф Нуреев



Рудольф Нуреев положил начало «балетной» эмиграции.
В 1970 г. осталась в Лондоне одна из лучших балерин Кировского театра Наталья Макарова.
В 1974 г. во время гастролей Большого театра в Канаде стал «невозвращенцем» Михаил Барышников.
В 1979-м во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке обратился с просьбой о политическом убежище Александр Годунов.



День 16 июня 1961 года, важнейший в судьбе великого танцора Рудольфа Нуреева, стал знаковой точкой и в истории
русского балета. Тогда вместе с труппой Кировского театра Нуреев был на гастролях в Париже. Когда все артисты
приехали в аэропорт Ле-Бурже, чтобы лететь в Лондон для продолжения гастролей, у Нуреева отобрали билет и
приказали возвращаться в Москву.

И вот тогда он сделал свой знаменитый прыжок через головы приставленных гэбэшников и оказался на свободе.
Первые полосы французских газет запестрели заголовками: «Звезда балета и драма в аэропорту Ле-Бурже»,
«Прыжок в свободу»...



Этому побегу предшествовало много других событий. В 1958-м он вместе со своей партнершей Нинель Кургапкиной
гастролировал в ГДР. Нинель носила брюки, что всем казалось естественным, но директор Госконцерта написал в
отчете, что «балерина даже в Дрезденскую галерею пришла в непристойном виде» (то есть в брюках). Кургапкину
перестали выпускать за границу. «Я не знала, что делать, — вспоминала она. — Бегала по инстанциям. Даже Рудика
за собой таскала в обком партии. Не помогло». Нуреева этот случай потряс — он был куда более беззащитен перед
органами.


Рудольф Нуреев, выступление в парижском Дворце спорта, 10 июня 1974 г.

Оказавшись в Париже, он не мог надышаться воздухом свободы, описывал позднее, как его восхищали кварталы Сен-Жермен,
парк Сен-Клу, залы Лувра. Возвращался в отель под самое утро, как и в тот день, 16 июня. Впрочем, все это было
описано в рапортах «компетентных товарищей» в Москву. Председатель КГБ Шелепин докладывал в ЦК КПСС: «Из Парижа
поступили данные о том, что Нуреев Рудольф Хамитович один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Он
установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним
профилактические беседы, Нуреев не изменил своего поведения...» Заочный суд над «невозвращенцем» осудил его за
«измену Родине» на семь лет лишения свободы с конфискацией имущества (решение суда было отменено Генпрокуратурой
только в 1998 году, спустя пять лет после его смерти).



«Весь мой багаж улетел в Лондон, — вспоминал Нуреев. — В чемоданах осталось все самое дорогое, чем я владел:
коллекция балетных туфель и трико, которые я покупал всюду, где бы ни выступал: в Германии, Австрии, Болгарии,
Египте... Это я уже никогда не смогу восстановить. Потерянным оказался и парик, который я заказал для роли
Альберта в «Жизели». Этот белокурый, вьющийся и очень романтический парик я шутя прозвал «Мэрилин Монро». Но
больше всего я сожалею о своей самой первой покупке в Париже — красивом электрическом поезде, символе того
очарования, которое всегда вызывали во мне поезда, железные дороги, дым станций — тех манящих обещаний, далеких
горизонтов и таинственности, которые я всегда в них чувствовал». Поезд для Нуреева всегда оставался метафорой
его жизни, ведь и сам он появился на свет в поезде, который шел на Дальний Восток...



Оказавшись на Западе, Нуреев стал одним из самых прославленных и самых дорогих мировых балетных знаменитостей.
Он был одинок и почти все свои средства тратил на покупку недвижимости (включая остров в Средиземном море) и
произведения искусства. Выставка «Жизнь в фотографиях. Париж — Нью-Йорк» — это своего рода фотолетопись из
спектаклей разных лет, графические портреты артиста работы Джеймса Уайета, а также уникальные снимки роскошных
интерьеров квартиры Нуреева в Париже, сделанные после смерти танцора самыми знаменитыми британскими фотографами,
— тот мир, конкретный и вымышленный, которым он жил.


Рудольф Нуреев в интерьере парижской квартиры на набережной Вольтер, 1986 г.

Директор галереи Наталья Рюрикова говорит, что «по тому, что было собрано, куплено, приобретено, можно судить о
внутреннем мире танцора. Коллекция раскрывает его не только как великого артиста, но и как совершенно особую
личность». Нуреев собирал восточные ткани, ковры, бронзу, живопись, мебель из карельской березы. Возможно,
тяготение к роскоши было реакцией на ту бедность, в которой он пребывал в детстве, когда в доме родителей часто
просто не было еды и когда группу одаренных детей из Башкирии отправляли в балетную школу в Ленинград, у его
отца не оказалось денег на билет...


Экспонаты аукциона Christie’s, 1994 г.

Вся уникальная коллекция Рудольфа Нуреева была распродана после его смерти на аукционе Christie’s и ныне сохранилась
лишь на фотографиях, представленных на выставке.

Автор: Шаталов Александр
Источник: newtimes.ru
Tags: балет, люди годы судьбы
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments