Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Восток в живописи



Восток в живописи

Мужские фантазии

Одалиска — рабыня или прислужница в турецком гареме, серале, наложница шаха. Это слово вошло в историю
изобразительного искусства главным образом благодаря
картине живописца французского академизма Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780—1867). В 1814 г. художник под
влиянием моды на восточную экзотику и "турецкий стиль" написал "Большую одалиску". Это произведение Энгра,
как и многие его другие картины, проникнуто странным сочетанием холодности и чувственности.


Энгр. «Большая одалиска».

П. Вестхайм :

"То, что некоторым зрителям на первый взгляд покажется странно жестким, холодным и не живописным, что кажется
чопорным, на самом деле является выражением застенчивости и сдержанности. Эта одалиска похожа скорее всего на
римскую богиню Весту, а не на кокетливую красотку, она — одна из тех недоступных женщин, которые хранят жар души,
ожидая часа исполнения желаний".

Сочетание академизма и дразнящего маньеризма, аллюзий античности и красок персидских миниатюр, восточной неги и
жестких контуров, эстетской грации линий с едва ощутимой неправильностью не на шутку взволновало французов. Жюри
академического Салона 1819 г. отреагировало, как и в прочих подобных случаях, прямолинейно. Картину сняли с
экспозиции "за анатомическое несоответствие в изображении спины".

Курьез, случившийся с картиной одного из столпов академизма, взялся объяснить поэт П. Валери:

"В этой картине Энгр преследует грацию вплоть до чудовищности: нет для него позвоночника достаточно вытянутого и
плавного, ни шеи — достаточно гибкой, ни бедер — достаточно гладких... Одалиска восходит к плезиозавру и заставляет
грезить о том, что мог бы сделать умелый отбор с породой женщин, столетиями служащих для наслаждения, как английская
лошадь — для скачек".


Одалиска - это была чистая мужская фантазия, которую мужчины воплотили для себя в парижских борделях.
Художники не видевшие не то что дворца султана, а зачастую даже не бывавшие в Османской империи, изображали
картины, нарисованные их воображением. Одалиски обычно изображались молодыми, прекрасными полуобнажёнными
женщинами в восточных одеждах и интерьерах. На изображениях они либо возлежали на подушках на фоне ковров и
кальяна, либо исполняли танец живота перед своим господином.



На фото показан Анри Матисс (1869-1954), который написал десятки Одалисок с моделей в своей студии в Париже.



Эта фотография была, вероятно, сделана в американском борделе и говорит о том, что дамы были готовы
соответствовать требованиям заказчиков.
Tags: восток в живописи
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments