Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Хвала уху, или Затмение луны

0E896A14-B54B-415B-9826-64A9860300AB_w640_r1_s_cx0_cy14_cw0
Винсент ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой, 1889

Работа на радио вынуждает меня неустанно думать об ухе. Для нормального человека слышащее ухо – это нечто само собой
разумеющееся, а глухота – отклонение, инвалидность. Между тем слух – это дар божий, и далеко не все им осчастливлены.
Есть целые виды и подвиды глухих и даже безухих животных. Отсутствие слуха у них отчасти восполняется особой
чувствительностью к сотрясениям. Они как бы слушают всем телом (брюхом, а не ухом). В конце концов, звук – это тоже
сотрясение воздуха. Особой глухотой отличаются моллюски. И это уже не божий дар, а божья ирония. Напомню, что моллюск
защищен наружным скелетом, который принято называть раковиной. Ухо же – не внутреннее устройство в височной кости, а
оттопыренные хрящи, обтянутые кожей, – анатомы называют ушной раковиной. Вот тебе и глухая раковина!

Об особо чутких людях в народе говорят: "Он слышит, как трава растет". В русском народе говорят, а не в
японском, хотя подобная тонкость скорее присуща японским хокку (у японского поэта звучало бы скромней: "Слышно, как
трава растет..."). Русский глагол "слышать" соотносим с четырьмя из пяти органов чувств. Во-первых, можно в прямом
смысле слышать (звуки), во-вторых, слышать вкус чего-либо ("язык не лопатка, слышит, что горько, что сладко"),
в-третьих, слышать в значении осязать ("Девка и не слышала, как укололась до крови", Н. Некрасов), в-третьих с
половиной, одновременно осязать и обонять ("В воздухе слышна сырость"), в-четвертых, обонять (слышать запахи).
Добавьте к этому "слышать" в смысле "понимать" ("Он по-русски не слышит") и "слушаться" ("Слушаю, мой государь").
Что до обоняния, то далеко не во всех языках запахи можно слышать (по-английски to feel, catch, perceive the smell,
по-немецки einen Geruch spuren oder riechen, но по-итальянски, как по-русски, sentire un odore).

И это еще не все. Французский семиотик и литератор Ролан Барт в коротком исследовании "Слушаю и повинуюсь"
называет ухо самым эротическим органом человека. К такому выводу его подтолкнуло чтение "Тысячи и одной ночи". В
этой книге Шахерезада ночи напролет рассказывает Шахрияру сказки. Да, да, не лобзает его, не танцует танец живота,
а ласкает слух. Ученые считают, что эти арабские сказки восходят к персидскому источнику, а последний – к индийскому.
Должно быть, так оно и есть: иначе в "Камасутре" ушной (аурикулярный) секс не назывался бы "затмением луны". Сколько
все же поэзии заключено в ухе!

Игорь Померанцев - 20.07.2013

Источник:svoboda.org
Tags: литература
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments