Павел Петрович Иванов - Поль МАК
Вот как о Маке писала Мари Тегюль - бельгийская писательница, потомок эмигрантов из России:
"...Талантливый, но болезненный художник. "Болезненность" Мака заключалась в его рисунках, технически великолепно
выполненных, по полных эротики, химер, странных фантазий. Все в духе символизма. Рисунки похожи на Бердслея, и в то
же время совсем другие. В частной коллекции сохранились фотокопии некоторых его рисунков и их стеклянные негативы.
Мак увлекался тогда только вошедшим в моду танго. Его партнершей была знаменитая танцовщица, исполнительница танго
Эльза Крюгер. Судьба забросила Мака в Персию, где он в течение 20 лет был придворным художником шаха. Умер в Бельгии
в 1967 году "
Эльза Крюгер
Талантливый, но болезненный художник. “Болезненность” Мака заключалась в его рисунках, технически великолепно
выполненных, по полных эротики, химер, странных фантазий. Все в духе символизма. Рисунки похожи на Бердслея,
но и на Билибина, на Васнецова, на Соломко. Это Восток, причем не совсем серьезный: карикатуры, сказочные образы,
фантазии...
Шехерезада
Павел Петрович Иванов (1891 -1967) Учился в студии К.Ф.Юона в Москве . И вскоре стал известным карикатуристом, под
псевдонимом Поль Мак, не раз в своих тогда черно-белых «картинках» подмечавшим смешное в характерах и Николая Рериха,
и Вацлава Нежинского и Сергея Рахманинова, и Михаила Фокина, которых хорошо знал и любил. А работы свои печатал в
крупных московских журналах «Театр в карикатурах», «Рампа и жизнь», «Сатирикон»... Многие из них сейчас вряд ли
найдешь. Все так привыкли к его подписи под работами — М.А.К., что знакомые, уже вместо привычного имени Павел,
говорили ему: «Привет, Мак!», «Как дела, Мак?».
Мак Поль (Иванов Павел Петрович) (1891-1967) «Принцесса».
И вдруг Павел Петрович бросил Москву и отправился в Киев, в военную школу, после которой, уже офицером, отправился
на фронт. В конце войны он был капитаном 89-ого Беломорского Полка Пехоты. Там, во время одного из боев, знаменитого
теперь «Брусиловского прорыва», Маку оторвало часть ноги. Санитары, по счастью, посчитав раненого убитым, все же
положили его около госпитальной палатки, чтобы затем похоронить. Там и обнаружил его безвестный теперь нам врач,
сделавший удивительную операцию. Без всяких лекарств он так мастерски «пришил» Маку ногу, что спустя несколько
месяцев тот смог уже ходить, хотя и делал это с большим трудом — нога была короче... на шесть сантиметров. Что,
впрочем, не помешало художнику получить вскоре звание наездника 4 класса...
Обнаженна в интерьере 1965
Вернувшись с фронта, Павел Иванович попал в новую передрягу. В 1918 году Мака чуть не расстреляли большевики за
появление на улицах Москвы с царскими орденами, полученными за храбрость на русско-немецком фронте. Спасло его...
умение рисовать. Конвоиры, ведя его на расстрел, а сидел Мак в Бутырке, поспорили: если нарисуешь кого-то из нас —
отпустим. Нарисовал. Отпустили. В 1920-1921 он работал как дизайнер сцены в Театре Революционной
Сатиры, Москвы.
Эмигрировав в 1922 г., Мак более 20 лет был придворным художником шаха Ирана.
Курящий кальян
В 1922 через Туркестан и Афганистан уехал в Персию (Иран). Несколько лет работал тренером скаковых лошадей.
В 1920-х — начале 1930-х жил в Тегеране, осваивал технику персидской миниатюры. В конце 1920-х был представлен
Реза-шаху и получил звание его придворного художника; выполнил коронационный портрет Шаха на «Павлиньем троне».
Работал в области книжной графики, создал иллюстрации к книгам «Шахерезада», «Тамерлан», «Чингиз-Хан», «Тысяча
и одна ночь», выполнял рисунки с изображением быта монголов, туркменов и персов. В последние годы писал
аллегорические картины на современные темы, обращался к образам русской мифологии («Сирин», «Алконост», «Гамаюн»,
«Св. Георгий Победоносец»).
В 1929 предпринял поездку в Париж и Лондон, где экспонировал свои работы на парижском Салоне, Королевской Академии
и галерее «Лейчестер» в Лондоне. В середине 1930-х, после недолгого пребывания в Афинах и Каире, переехал в Бельгию,
жил в Брюсселе. После Второй Мировой войны принимал активное участие в выставках в Бельгии: почти ежегодно проводил
персональные выставки в Брюсселе и окрестностях. Был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958,
где его работы экспонировались в Иранском павильоне.
Русская красавица
В творчестве МАКа тесно переплелись черты искусства модерна начала ХХ столетия и традиции персидской миниатюры.
Значительное влияние на формирование его индивидуальной манеры оказало творчество О. Бёрдсли, мастеров «Мира
искусства», в особенности А. Я. Головина, И. Я. Билибина и В. М. Васнецова. Работы художника отличает необычайная
декоративность, красочность, изысканность графического решения.
Иванов умер в Брюсселе в 1967.
Мудрец
Гордец, пьющий чай 1961
Восточный мужчина 1943
Старуха – курильщица 1924
Шехерезада и павлин
Охота
Катастрофа из-за собаки-1924
О, времена! О, нравы!
Молитва имама 1953
Уличный торговец
Балансирующий подавальщик
Тристан и Изольда
Элегантная дама с пером 1948
Голубоглазая красавица 1944
Портрет графини Ротемунд
Нимфы
Резвящиеся сатиры
Благовещенье
Матерь Скорбящая.1944
Источник: newmedia.artsolution.net
Journal information