История в искусстве
«Факелы Нерона»
Тема римского упадка, тема христиан мучеников, хорошо известная из религиозных картин, стала популярной среди
художников 19-го века. Эта тема стала востребована публикой как шоу, спектакль – при том зрителя более занимала
римская сторона.
Эта тема получила воплощение у художника Генрих Ипполитовича Семирадского, польского и русского художника,
одного из крупнейших представителей позднего академизма.
Генрик Гектор Семирадский
Генрик Гектор Семирадский (1843-1902)- наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных
Греции и Рима, академик и профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, академий живописи
Берлина, Стокгольма, Рима, Турина…
«Светочи христианства». Национальный музей в Кракове
Один из эпизодов борьбы язычества с христианством: сожжение заживо по приказанию Нерона последователей новой религии
стал темой картины под названием «Светочи Христианства» (другое название — «Факелы Нерона»). Она была выставлена в
Санкт-Петербурге и возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление её на парижской всемирной выставке
1878 г.. За эту картину Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское
правительство наградило его кавалерским орденом Почётного легиона.
На картине изображённая лестница Золотого дворца Нерона перпендикулярна вереницам столбов с привязанными мучениками-
христианами, образуя композиционный центр картины — крест. Крест, помимо всего прочего, символизирует пересечение двух
путей развития мира — старого языческого, погрязшего в пороке, и в муках рождающегося христианского мира. Оптическая
ось, на которой расположены фигуры Нерона и окружения, упирается в ряд жертвенных столбов, образуя тупик. Столбов на
картине 13, они прямо символизируют число апостолов и Христа. Семирадский выступил в обычном для себя амплуа
художника-историка и эрудита, с точными археологическими деталями в картине.
«Светочи христианства» послужили отправной точкой и источником для написания романа Г. Сенкевича «Камо грядеши?».
В 1890 году, находясь в Риме, писатель останавливался в доме Семирадского, и тот служил ему гидом, показав, в
частности, церковь Domine quo vadis. По мотивам работы Семирадского создал своё полотно «Смерть Петрония»
Константин Маковский. Уже в начале XXI века Ежи Кавалерович при постановке фильма по мотивам романа воспользовался
картинами Семирадского для построения мизансцен и композиции кадра.
P. S. История всегда будет субъективной, и картина всегда будет иллюзией реализма.
Journal information